Классный час «Конституция Республики Казахстан — основной закон страны»
Алибаева Дина Абиловна, заместитель директора по ВР,
НСШ № 1, Казахстан, СКО
Цель: детальное рассмотрение Конституции РК.
Класс разбивается на 3 группы.
Оснащение: запись на доске: «Я — гражданин РК», интерактивная доска, высказывания великих людей (прилагаются)
Ход классного часа
1. Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего классного часа «Конституция Республики Казахстан — основной закон моей страны». Наша основная цель — детальное рассмотрение норм конституции.
«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!» — именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.
Конституция состоит из 9 разделов:
- Общие положения (ст.1–9)
- Человек и гражданин (ст. 10–39)
- Президент (ст. 40–48)
- Парламент (ст. 49–63)
- Правительство (ст. 64–70)
- Конституционный совет (ст. 71–74)
- Суд и правосудие (ст. 75–84)
- Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85–89)
- Заключительные и переходные положение (ст. 90–98)
2. Проблемный вопрос:
В каком разделе больше всего статей? Почему?
/Во 2 ом разделе «Человек и гражданин». Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности./
3. У нас на доске есть запись:
«Я — гражданин РК», а гражданин -это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие «гражданин» неразрывно связано с понятиями «честь» и «достоинство».
Давайте просмотрим 1 раздел. Конституции «Общие положения» (каждый раздел показывается не более 1 мин на интерактивной доске)
4. А теперь блиц-турнир «Мы знаем общие положения Конституции РК»
- Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит «унитарное»? (неделимое)
- Кто является единственным источником государственной власти? (народ)
- На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)
- Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)
- В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)
- Какой язык является государственным в РК? (казахский)
- Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)
- Назовите авторов гимна РК.(Ж. Нажимеденов, Н. Назарбаев, Ш.Калдаяков)
- Назовите авторов герба РК. (Ж.Малибеков, Ш. Валиханов)
- Назовите авторов флага РК. (Ш.Ниязбеков)
5. А сейчас посмотрим раздел II Конституции РК «Человек и гражданин»
Итак, игра «Публичная лекция». Пока звучит кюй Курмангазы, вы должны подготовить публичную лекцию «Я — гражданин РК, мои права и обязанности», затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.
6. А сейчас посмотрим раздел III «Президент».
И вновь игра — турнир ораторов — конкурс капитанов «Президент в жизни народа» 1 мин.
Параметры состязаний:
- логика выступления:
- художественность и деловитость речи
- общение с публикой
- этичность
- схема: тезис — аргумент — иллюстрация.
7. Рассмотрим раздел IV «Парламент»
И сейчас игра «Да и нет» (каждый команде по вопросу, отвечать надо «да» и «нет»)
Вопросы 1 команде:
Парламент является высшим представительным органом РК (+)
Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)
Парламент состоит из
Вопросы 2 команде:
Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)
Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)
Срок полномочий депутатов Сената — 9 лет (-) 6.
Вопросы 3 команде:
Срок полномочий депутатов Мажилиса — 5 лет (+)
Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)
Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.
8. Итак, раунд V и раздел 45. «Правительство»
Игра «Продолжи фразу»
Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед:. (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом)
Члены Правительства приносят присягу: (народу и Президенту Казахстана)
9. Раздел 6 «Конституционный Совет»
Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.
Чем может заниматься член Конституционного Совета?
Необходимо вычеркнуть ненужное.
10. Раздел VII «Суд и правосудие»
Правосудие в РК осуществляется только судом.
Игра «Наши жизненные приоритеты».
Какими приоритетами прежде всего должен обладать судья?
Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет вы определяете его важность в жизни людей.
Итак, какой мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?
Духовные ценности вечны и для всех одинаковы.
11. Раздел VIII «Местное государственное управление и самоуправление»
Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).
Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о
12. Раздел 9 и игра «Пирамида».
В пирамиде 7 ступеней и первая ступень — Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.
13. Нашу большую игру я хочу закончить стихотворением:
Благодарен будь Отчизне,
Ведь небезмятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.
14. Подведение итогов
Используемая литература
- «Конституция Республики Казахстан»
- Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: дебаты на уроках истории и обществознания // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. — Н.Новгород: НГЦ, 2001.
- Калинкина Е.Г. О программе «Гражданское образование» // Школа, апрель 1999.
- Калинкина Е.Г., Калинкина Н.Н. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии// Интеллектуальная собственность и форы ее реализации. Материалы международной научной конференции. — Нижний Новгород, 1998.
- 66856 просмотров