Компетентностная педагогика
Лахтина Тамара Леонтьевна Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям |
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на обще дидактический и методологический уровень. Это связано с его
Выделяют базовые, ключевые и предметные компетенции.
Базовые компетенции видятся основой деятельности каждого человека, общества в целом. Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей: доброжелательный человек; заботливый член семьи; творческая индивидуальность; ответственный гражданин; здоровая и совершенствующаяся личность.
Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. Некоторые учёные относят к ключевым компетенциям информационную, коммуникативную компетенцию, компетенцию разрешения проблем.
Следует сказать, что по вопросу определения и перечня ключевых компетенций существуют различные точки зрения. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь согласования не всегда удается. Так, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:
Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- организовывать свои собственные приемы изучения;
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
- запрашивать различные базы данных;
- опрашивать окружение;
- консультироваться у эксперта;
- получать информацию;
- уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
- уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
- доказывать солидарность;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.
Компетенция — не только
Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Понятие компетентности включает не только когнитивную и
Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям, а предполагает наличие минимального опыта применения компетенции.
Выделяют следующие функции компетенций в обучении:
— являются отражением социального заказа на минимальную подготовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире;
— являются условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
— задают реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
— задают минимальный опыт предметной деятельности ученика, необходимый для его «оспособленности» и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
— имеют присутствие в различных учебных предметах и образовательных областях,
— позволяет связать теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
— представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и средства организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Те или иные составляющие «взрослых» компетенций формируются у ученика в период обучения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают
Содержание понятия «образовательные компетенции» представляет собой совокупность
структурных компонентов компетенции:
— название компетенции;
— тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, предметная компетенция);
— круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
—
— смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
— знания о данном круге реальных объектов;
— умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
— способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
— минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
— индикаторы — примеры, образцы учебных и
В содержании образования можно выделять метапредметный (для всех предметов), межпредметный (для цикла предметов или образовательных областей) и предметный (для каждого учебного предмета) компоненты.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие.
1.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен обладать познаниями и опытом деятельности. Это современный образ общечеловеческой и национальной культуры; духовные, нравственные, этические основы жизни человека, отдельных народов, человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мировоззрение; компетенции в бытовой и
3.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение школьных курсов; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов.
В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа: 1) определение ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение иерархической надпредметной систематики — «древа компетенций»; 3) проектирование ключевых образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления целей, содержания образования (образовательных стандартов) и образовательных технологий в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. Образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных.
Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы (образовательные области), получая всякий раз реалистичное, деятельностное, социально и личностно значимое воплощение. В результате удается объединить учебные предметы в единое целостное содержание, определив системообразующие элементы общего образования по вертикали отдельных ступеней обучения и горизонтали межпредметных связей. Образовательные компетенции оказываются системными характеристиками личностно ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика, проявляются в процессе его созидательной деятельности и выражаются в создаваемой им продукции.
Казахстанские учёные предлагают свой подход к классификации компетенций.
Межкультурная компетенция:
— сформированность представления о цивилизациях и культурах;
— знание мифов, легенд, преданий разных народов и этносов;
— наличие знаний по истории мировых религий;
— толерантность, сформированность чувства уважения к другим культурам, языкам, религиям;
— осознание важности взаимопонимания и сотрудничества между людьми разных национальностей.
Ценностная компетенция:
— осознание причастности истории своего народа и его культуры к всемирной истории, восприятие истории своего народа как составной части истории человечества;
— осознание необходимости уважительного отношения к истории и традициям своего народа, к правам и свободам человека, к существующим конфессиям, демократическим принципам общественной жизни;
— осознание уважения к культурным ценностям каждой религии;
— характеризовать основные элементы духовной сферы и связи между ними, взаимосвязь новаторства и преемственность в культуре, дифференциацию и интеграцию наук;
— сравнивать различные религиозные учения;
— интерпретировать соотношение понятий «культура» и «цивилизация», понятие «диалог культур», «основные направления культурной политики»;
— оценивать, исходя из внешних критериев общественную значимость искусства, роль культуры в регулировании деятельности человека в обществе;
— восприятие художественных произведений как памятников духовного развития человечества.
Учебная (интеллектуальная) компетенция:
— сформированность умения разбивать текст на эпизоды, составлять план, формулировать вопросы к тексту;
— умение сопровождать устное изложение материала с показом на карте;
— самостоятельное написание краткого сочинения (эссе) с использованием источников;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— сформированность умения критически относится к тому или иному аспекту развития общества;
— владение понятийным аппаратом;
— владение навыками работы с историческими источниками, картографическими и хронологическим материалом;
— уметь свертывать информацию в форме тезисов, конспектов;
— определять системообразующие связи предметов, явлений;
— Умение строить доказательство (опровержение) с использованием аргументов не противоречащих друг другу, логически рассуждать;
— сравнивать информацию посредством формирования графиков, диаграмм, таблиц, схем
— использовать методы аналогии,
Коммуникативная компетенция:
— сформированность чувства уважения к нравственным ценностям общества;
— умение выстраивать свое поведение в обычной и неординарной ситуациях;
— сформированность навыков устного и письменного общения;
— осознание необходимости владения несколькими языками.
Социальная компетентность:
— умение разрешать конфликтные ситуации, правильно вести себя в обществе, умение работать в коллективе;
— готовность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
— владение элементарными представлениями об основных принципах деятельности в
— формирование навыков социальной активности и функциональной грамотности;
— сформированность знаний о политической и социальной жизни Казахстана.
Таким образом, компетентностное образование характеризуется целенаправленностью и целостностью. Образовательные компетенции ученика многофункциональны, они проявляются по мере необходимости в школе, в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Материал подготовлен
- 20516 просмотров