9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Компетентностный подход на уроках русской литературы в старших классах

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Лысенко Вера Анатольевна учитель русского языка и литературы высшего уровня первой квалификационной категории, КГУ «Зубовская средняя школа», поселок Зубовск Зыряновский район, ВКО

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом.

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляю на уроках литературы в старшем звене путем введения комплекса социально организованных упражнений, которые способствуют получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, языковая коммуникация являются тем фундаментов, на котором развиваются школьники.

В профильных классах естественно-математического направления на изучение литературы отводится 2 часа в неделю. Времени урока не хватает для глубокого изучения материала, очень сложно в данных временных рамках провести полноценную работу над пониманием проблематики произведения.

Поэтому применение разнообразных методов и форм, ориентированных на устную и письменную коммуникацию позволяет обеспечить разностороннее воздействие на интеллект учащихся через интенсивную речевую и мыслительную деятельность.

Я расскажу лишь о некоторых видах работы и приемах, которые помогают мне как учителю формировать коммуникативные компетенции. На своих уроках литературы использую такие формы, которые позволяют стимулировать желание учащихся вступать в общение с целью быть понятым. К таковым, отношу использование структурно-логических схем и таблиц, диаграмм. Конечно, литературу невозможно уложить в какую-то определенную схему или таблицу: выразить чувства и настроение графически чаще всего нельзя, слово недопустимо заменять схемой, поэтому такому виду работы отводится строго нормированный отрезок времени. Цель его — помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, не заменяя работы над самим текстом. Таблицы и схемы помогают выделить основные знания и умения, которыми школьники должны овладеть в процессе урока. Например, в 10 классе при изучении романа «Преступление и наказание. Тематическая композиция. Система образов» главная задача для учащихся — понять философское восприятие жизни Достоевским. Оно заложено уже в названии романа.

Компетентностный подход на уроках русской литературы в старших классах

Что такое преступление? Наказание? Что их связывает? Разъединяет?

Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию, развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя.

Безусловно одно: Достоевского очень интересуют эти две нравственные категории. И он исследует их.

Что исследует в преступлении?

Содержание предпосылок и само преступление, их взаимосвязь.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы же причины?

Их много. Можно обобщить их в три группы: философские, социальные, психологические. Их расчленение весьма условно, так как все они тесно связаны.

Итак, к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока: философский и социальный.

Философия — одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: 1975, с. 783). Следовательно, философские и социальные истоки пересекутся. И если мы разберемся в социальных (а это для десятиклассников легче), то проще понять и философские.

Затем учащиеся сами делают вывод, что автор так подробно показывает все мельчайшие подробности, порой незначительные, на первый взгляд детали, которые при более глубоком осмыслении превращаются в символы. Далее идут ученики за автором и рассуждают: он показывает нам среду, в которой живет герой, — Петербург. Проходим улицами, сталкиваемся с людьми на них, заглядываем в заведения, заходим во дворы, поднимаемся по лестнице, оказываемся в комнатах. И везде наблюдаем ужас человеческого существования. Может ли нормальный человек выдержать все это? А ведь не только выдерживает, но и не знает другой жизни, хотя и догадывается о ней. Иначе не было бы столько трагедий. Но есть ли она — другая жизнь? Есть. Это совсем другой Петербург: красивый город, наполненный зеленью и свежестью.

Случайно ли, попав сюда, Раскольников засыпает?

Значит, первая причина — среда. Отсюда надо вырваться. Любой ценою. Любой?

Вторая причина — письмо матери. Оно наполняет Раскольникова новой волной нежности, любви, протеста и озлобления, заставляет бежать опять на улицу.

И здесь происходят встречи, которые еще больше бередят кровоточащее (третья причина?): беззащитность, беспомощность «маленького человека», безвыходность его положения. Мармеладов и его семья, женщина — самоубийца, пьяная опозоренная девочка. Дети, погибающие вокруг дети!

Было бы преступление, если бы не было трагедии «униженных и оскорбленных»?

Не отражена ли судьба всех действующих лиц в этом преступлении?

Как помочь? К чему обратиться?

Рядом ходят, живут те, кто мог бы что-то изменить: «сильные мира сего» (хозяева домов, заведений, процентщица, Лужин, Свидригайлов и другие). Но они слепы и глухи, а что такое душа и сердце понятия не имеют.

Как покончить с этим ужасом? С этой болью?

Когда такая мысль возникла у крестьянина, то выход находился один — топор на голову угнетателя. И Раскольников тоже хватается за топор. Но он-то сложнее: начитан, образован. Да и сомнений много. А чем укрепиться в мыслях? Да чем всегда укрепляется интеллигенция — теорией. Примеров из жизни человечества хватает. Осмысливай, обобщай, примеривай к себе. И примерил, он сразу же: «Разве я способен на это?». Для него преступление — трагедия, так как происходит столкновение идеи и натуры.

Таблицы и схемы предоставляют возможность не только методически грамотно работать с текстом произведения, но и вызывать интерес к дополнительной литературе, расширяя предметный кругозор учеников.

Например, в 10 классе при изучении темы: «Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» ставлю цель перед учащимися: раскрыть трагедию, загадку женской души. В процессе анализа ставлю вопрос: «Что же больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?» Получаю ответ учащихся о том, что душа. Продолжаю диалог:

— Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: «Она больна не телом, но душою».

Можно ли так сказать о Катерине? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по анализу пейзажа

Вариант I

Вариант II

Текст

 «Золотая ночь» «рай» (гл. 6)

 Белый цвет

 Молодой цвет яблони

 Яблоня, залитая белыми

 цветами 

Символика

 Белый цвет в природе, «рай».

 Чернота, грязь, тьма в душе,

 «ад»

Текст

 «Безотраднейшая картина»

 «ад» (гл. 15)

 грязь, тьма

 серое небо

 ветер стонет

Символика

 Грязь, тьма на улице, «ад» — свет в

 душе, «рай» (очищающая боль)

Вопросы на доске:

— Какой цвет чаще встречается в описании природы?

— Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке.

— Какова символика пейзажной сцены?

Ученики делают вывод: большая душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

На этапе озвучивания, то есть превращение работы с таблицей в связный текст, даже тот ученик, который не владеет искусством слова в достаточной степени, вступает в общение, безошибочно воспроизводит литературный материал.

Таблицы разного рода использую и при анализе непосредственно художественного произведения. Примером может служить таблица, использованная в 11 классе при изучении стихотворения Марины Цветаевой «Кто создан из камня», которая помогает учащимся активно вступать в диалог с учителем и друг другом в определении героев данного стихотворения.

Ребята отвечают, что это Марина и те, «кто создан из глины», т.е обыкновенные смертные люди. Затем выдаю задания для класса: выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. Работу направляю, учащиеся параллельно делают запись в тетрадях и на доске. В конечном итоге получается следующая таблица.

Сопоставительный анализ образов

Строфа

Обыкновенные люди

Марина

1

 

«камень, глина»

«серебрюсь, сверкаю, измена, бренная пена»

2

 

3

«камень, плоть, надгробные плиты»

«сердце, сети, земная соль»

«крещена, полет, непрестанно разбита»

«кудри беспутные, своеволие»

4

«гранитные колена»

«дробясь, воскресаю»

По мере заполнения таблицы уточняются значения отдельных слов, обращается внимание на перекличку образов. Когда таблица закончена ученики делают вывод. Для Цветаевой любовь статичная, неразвивающаяся равносильна смерти (сердце — сети); любовь многообразная, постоянно обновляющаяся — единственно возможный путь к жизни вечной. Или при изучении творчества С.Есенина в 11 классе применяю опорную схему, позволяющую сопоставить образ России в ранней лирике поэта.

Компетентностный подход на уроках русской литературы в старших классах

Учащиеся обобщают:

Первый блок схемы — центр. Существуют 2 понятия: «Россия» и «Есенин». Как они соотносятся? Может ли Россия существовать без Есенина?

Второй блок. Начало Родины — в Константиновке. Здесь зарождение личности поэта. (Рассказ учащихся о Константиновском периоде)

Третий блок. 1917 год — второй переломный момент в жизни Есенина.

Четвертый блок. 1922 год (Рассказ учащихся)

Пятый блок. Рассказ ученика «Прочитав дневник поэта периода заграничных поездок и его «Железный Миргород», то станет понятно: «от чего уезжал, к тому же и приехал»

Шестой блок. Есенин начинает понимать ситуацию в России. (Рассказ учащегося)

Седьмой блок. Возвращение на Родину — это возвращение и в Константиново. Он сам этого хотел.

Затем организую беседу:

— Почему С.Есенин с горечью замечает: «В своей стране я словно иностранец»?

— Что это? Разлад между умом и сердцем? Не в этом ли причина трагедии?

— Почему, несмотря на внешний оптимизм, опять тоска, одиночество, болезнь?

— Родина отказалась от сына?

Восьмой блок. Говорят, что всё сошлось 28 декабря 1925 года, и ответ дан в предсмертных строках:«В этой жизни умирать ни ново, Но и жить конечно ни новей»

Был ли обречен Есенин?

Работа продолжается по ВСО. Самостоятельно разрабатываются темы: «Родная земля», «Мать», «Человек и природа», «Личность поэта».

Заканчивается изучение темы творческим отчетом учащихся. Каждый ученик получает оценку. В процессе построения схемы или составления таблицы ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, постигает истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и открытий, а, как известно из психологии, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Одновременно с этим развиваю ценностно-смысловой компонент: позитивное отношение ученика к самому себе.

На каждом уроке литературы школьник должен проявлять умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. Работая над формированием таких умений и навыков, опираясь на знание личностно-ориентированных педагогических технологий, стараюсь создать условия для раскрытия и коммуникативной реализации творческого потенциала своих учеников. Подбор индивидуальных заданий провожу с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Например, при изучении жизни и творчества Николая Степановича Гумилева. В лекции-монтаже о жизни и судьбе поэта ведущая роль принадлежит учителю, но в нем принимают участие шесть ранее подготовленных учеников. Вызывая особый интерес к уникальной личности поэта, ввожу в организацию материала элементы поисковой игры — загадки. Ребята по желанию выбирают задания. После постановки цели урока делаю вступление: «Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало—мальски замечательного человека XVIII века, и можешь ничего не добавлять. Но это же можно сказать и о многих людях Серебряного века. Сегодня я предлагаю вам послушать несколько рассказов из жизни того времени. Они основаны на подменных факторах. Но пока мы не называем имен действующих лиц. Мы скрыли их за «псевдонимами». Перед вами возникнут штрихи из жизни

  • путешественника,
  • война,
  • эстета-аристократа,
  • книжника,
  • романтически влюбленного поэта.

Ваша задача — угадать, о ком идет речь. Постараться увидеть живое лицо конкретного человека за каждым рассказом. Все рассказы вызывают интерес у учащихся. А ребята, выполнившие опережающие задания, создают презентации с фотографиями и иллюстрациями и представляют результаты своего труда. Это и есть своеобразный показатель сформированности коммуникативной компетенции.

Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении «учиться общению, общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор. В этом отношении есть конкретные результаты в работе. Выпускники подтверждают мои прогнозы и многие по окончанию вернулись работать в родную сельскую школу, это учителя: истории Никитин Д.А., русского языка и литературы Юдина С.Б., начальных классов Борисевич О.А., математики Рахметова А.М., химии, биологии Сайлаубекова С.С., физической культуры Меркушев А. В. Кайгородова Ольга окончила колледж искусств режиссерское отделение в городе Усть-Каменогорске работает по специальности, получает высшее образование в Российском Вузе. Они продолжают нести творческий потенциал, педагогические традиции в своей трудовой деятельности.

Опыт художественной литературы убеждает в правильности тезиса: «Действительно порой речь „скажет“ о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое». Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь. Самостоятельно сформулировать тезисы или аргументы, это и есть подготовка к выпускным экзаменам. Например, при изучении романа А.Г Чернышевского «Что делать?» ввиду недостатка учебного времени, ребята получают темы сообщений, оформляют их в виде тезисов. Предварительно провожу консультацию, так как роман сложен, полон мыслей. Прошу, чтобы учащиеся высказали мнение о своих собственных представлениях о труде и роли знаний. Привожу в пример некоторые работы. По теме «Знание и труд как основа жизни новых людей» (глава вторая II,VIII и глава третья X) ученица 10 класса Новожилова Евгения написала: «Новые люди с детства познали нужду и труд, грудью прокладывали себе дорогу, идя на лишения, чтобы получить образование, стать самостоятельными и помогать другим. Особенную волю и настойчивость они проявляют в овладении знаниями. На жизненных судьбах новых людей автор показал, что только труд и знания делают человека свободным, независимым, позволяют сознательно выбирать жизненную дорогу.

Думаю, что любой труд рождает чувство полноты жизни, которое делает человека по — настоящему счастливым.

По теме «Разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей» (гл.вторая VIII, и гл. третья XX) ученик 10 класса своими словами объясняет «Разумный эгоизм» — это не правила; это нравственная потребность, нравственная позиция порядочного человека, которая проявляется в нем на определенном уровне его умственного и духовного развития.

Данный вид работы или ему подобные формируют у учащихся не только устную речь, но и письменную, которая, как известно, и является показателем уровня образованности человека. Итак, данные виды работы и приемы способствуют формированию умений выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.

Составной частью коммуникативной компетенции являются умения и навыки учащихся вести дискуссию, аргументировать, доказывать. Как правило, дискуссии чаще всего проводятся на заключительных этапах изучения произведения, на проблемных уроках или отдельных его этапах. Не забываю ученикам напоминать правила ведения открытого разговора, спора:

1) Используйте «язык — Я», то есть начинайте фразу со слов: «С моей точки зрения…» или «То, как я это вижу…». Такой формой вы показываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.

2) Уважайте мнение собеседника, спорьте аргументированно (моё мнение по данному вопросу может быть иным, нежели у школьников: образование, жизненный опыт, возраст… Для меня важно, чтобы высказывания школьников были аргументированными.)

3) Придерживайтесь дружелюбного тона.

4) Помните: цель дискуссии — найти истину, решение, выход из проблемной ситуации. Уроки — дискуссии, или этап урока, имеющий дискуссионный характер, формируют умения формулировать личностную позицию, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои коммуникативные намерения (явно или про себя), умения прислушиваться к мнению своих одноклассников, находить компромисс, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

Примером урока — дискуссии может стать заключительный урок по пьесе А. Н. Островского «Гроза» по теме «Смерть Катерины — акт отчаяния или вызов «темному царству»? Полемика вокруг Катерины или этап урока литературы в 9 классе при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Урок литературы по теме: Базаров в системе художественных образов романа в форме спора с нигилистом. Ведь некоторые из нигилистических воззрений Базарова нашли у отдельных учащихся отношение близкое к сочувствию. Для обсуждения предлагаю ряд вопросов, которые подвергли проверке правильность основ нигилистической теории Базарова: «Действительно ли красота природы достойна внимания человека или перед ней не стоит «раскиселиваться»? Согласны ли вы с афоризмом Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?, «Может ли человечество идти в перед без искусства»? Прав ли Базаров, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта?», «Полезен ли в чем-либо нигилизм или только вреден?»

Даю высказаться учащимся, не навязывая своего мнения. Для разрешения поставленных вопросов времени урока не хватило, поэтому предложила учащимся продолжить спор в сочинениях. Сочинение — диспут дало хорошие результаты. Работы учащихся, больше чем когда-либо, оказались сочинениями, а не «песнями с чужого голоса» дышали собственными чувствами и мыслями. Более интересными они оказались по своей форме, композиции и языку (диалог, рассказ, письмо, и т. д.).

Коммуникативный подход в преподавании литературы определяет поиск новых методов обучения. Для них характерны специфический подбор и необычная компоновка языкового материала и нетрадиционная постановка заданий, что обеспечивает разностороннее воздействие на интеллект учащихся, через интенсивную речевую и мыслительную деятельность.

Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так как они наделяют человека «самой главной роскошью — роскошью человеческого обращения», влияют на формирование гражданской зрелости, самоопределения и самосовершенствования.

Компетентностный подход на уроках русской литературы в старших классах

Список литературы:

1. Н. В. Беляева. Литература 10 класс. Поурочные разработки, М., «Просвещение» 2009 г.
2. Л. Г. Максидонова. Конспекты уроков для учителя литературы 11 класс. Серебряный век русской поэзии: в 2 ч — М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
3. Т. И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя — Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1994 года.
4. М. А. Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развернутое планирование Ярославль — Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г.
5. И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе. Изд. 3 исправленное и дополненное. 10 класс М., ВАКО 2003 г.
6. И. А. Фагельсон. Литература учит: 10 класс: Книга для учащихся. — М., Просвещение, 1990 г.
7. httpss:// literature.area7ru/? link = 1969.21 Мастер-класс «Возможности учебника литературы в оформлении коммуникативной компетенции учащихся.
8. httpss:// literature.area7ru/? link = 1969.22 Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Категория: