Конкурс по дисциплине «Основы экономики» «Экономический марафон»
Будаева Светлана Викторовна преподаватель экономических дисциплин, стаж 10 лет, первая категория ГККП «Сельскохозяйственный колледж», Бурлинский район, п. Бурлин, Западно-Казахстанская область |
Цель:
- закрепить знания, полученные на теоретических занятиях по экономике;
- развивать творческие способности у учащихся;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Оформление:
1. ТСО
2. Высказывания ученых экономистов:
1) «Три пути ведут к знанию:
путь размышления — это путь самый благородный,
путь подражаний — это путь самый лёгкий,
путь опыта — это путь самый горький».
Философ Конфуций
2) Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Вовлеки меня — и я научусь.
Китайская мудрость
3) Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье — светоч сердец
Абай
3. Раздаточный материал.
Ход конкурса
1. Вступительное слово
Определение целей, задач конкурса
2. Жеребьевка (команда «Красных», «Синих», «Зеленых»).
3. I тур «Я это знаю»
На цветных листах написано 6 терминов, каждой команде необходимо записать определение на стикерах своего цвета и приклеить к термину.
(количество правильных ответов = количеству заработанных баллов)
Термины:
1. Собственность
2. Предмет экономической теории
3. Методы экономического исследования
4. Товарная биржа
5. Акционерное общество
6.Специализация
4. II тур. «Пятая скорость»
Даны определения каждой команде, из предложенных букв на скорость необходимо составить слово (термин) (1 балл — за быстрый и правильный ответ)
1. Хозяйственные связи между предприятиями, взаимообмен продукцией которую они производят. (кооперация)
2. Объединение в общую систему различных хозяйственных звеньев (отдельных фирм, отраслей). (интеграция)
3. экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции. (протекционизм)
5. III тур. «Считаем не глядя»
Участвуют по одному человеку от каждой команды. Завязывают каждому из них глаза и вручают монеты разного достоинства. Задача участников конкурса вслепую, правильно подсчитать сумму своих монет. (1 балл — за правильный ответ)
6. IV тур «Компьютерные игры»
Участники выбираю тему:
1. Товарное и натуральное хозяйство
2. Типы экономических систем
3. Международная торговля и международный кредит
Каждая тема включает в себя 3 вопроса, каждый вопрос оценен в определенное количество баллов.
Тема 1. Товарное и натуральное хозяйство
Вопрос на 20 — Издавна сложены поговорки: «На все руки мастер», «Он и швец, и жнец и на дуде игрец» . О каких работниках здесь идет речь и почему.
(О работниках натурального производства, в котором отсутствовало разделение труда, и каждый работник выполнял все основные виды деятельности)
Вопрос на 30 — Совместимы или не совместимы между собой натуральное и товарное хозяйство?
(являются противоположными и несовместимыми по своим основным признакам)
Вопрос на 50 — Товарное производство возникло на несколько веков позже натурального хозяйства и при определенных исторически возникших предпосылках. Укажите, какие экономические отношения необходимы для становления товарных хозяйств?
(Два вида организационно-экономических отношений явились причиной появления товарного производства: общественное разделение труда и производственная специализация.)
Тема 2. Типы экономических систем
Вопрос на 20 — Что было характерно для советской экономики ее монополизация или конкуренция?
(Для советской экономики был характерен монополизм (государственная монополия на основную массу товаров). Полностью исключалась конкуренция.
Вопрос на 30 — Предполагает ли плановая экономика многообразие форм собственности?
(Не предполагает, т. к. существовала одна форма собственности — государственная)
Вопрос на 50 — Экономика, основанная на предпринимательской деятельности, хоз. расчете, эквивалентном обмене товаров и услуг, регулируемом соотношении между спросом и предложением. О какой экономике идет речь?
(Рыночная экономика)
Тема 3. Международная торговля и международный кредит
Вопрос на 20 — Развитие организационно-экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в одних странах объединяет с их потреблением в других.
(Интернационализация производства)
Вопрос на 30 — Что является причиной развития международной торговли, объясни ответ.
(Международное разделение труда — разные страны, специализируются на выпуске отдельных видов товаров, экономическая выгода, которую получают страны, где налажено массовое производство товаров, пользующихся спросом на мировом рынке)
Вопрос на 50 — Чему способствует понижение курса национальной валюты к выгодному экспорту или дешевому импорту?
(К выгодному экспорту)
За каждый правильный ответ, количество баллов, соответствующее вопросу
7. V тур «Вопросы на засыпку»
Участники выбирают себе конверт с вопросом.
На 5 баллов
1. Когда-то это греческое слово значило «шкура, кожа», затем «кошелек, кожаная сумка», а сейчас оно означает учреждение для заключения крупных финансовых и торговых сделок. Назовите его. (биржа)
2. Латинский глагол «бежать вместе» сейчас, означает лицо, соперничающее на каком- либо поприще с другим. Назовите это слово (конкурент)
3. Какое латинское слово произошло от глагола «делать» и сейчас означает ценную бумагу, свидетельствующую о пае в предприятии? (акция)
На 2 балла
1. Какая монета стала прозвищем первой модели Жигулей? (копейка)
2. «Деньги вперед!» Каким словом это можно назвать по экономическим меркам? (аванс)
3. Какой псевдоним имеет не только «зелененький», но и «деревянненький»? (валюта)
8. VI тур «Головоломка»
Вопросы оформлены на экране, каждая команда на листочках дает ответ, затем устно доказывает ответ.
1. Выпишите товары, которые обладают таким свойством, как потребительская ценность, конкретная полезность. Товары: книга, автомобиль, сигареты, телефон, табак, ручка, вино, блокнот.
2. Ограниченные ресурсы — это проблема, которая:
А) существует у всех людей и стран
Б) не касается богатых людей
В) есть только в бедных странах
3. Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим:
А) грибы
Б) уголь и руда в шахтах и рудниках
В) бананы
Г) руда на металлургическом заводе
Д) капуста
(за правильный ответ по 3 балла)
9. VII тур «Практический»
Условие: Заместителю директора по связи с общественностью очень важно так строить свою речь, чтобы быть понятным, но не накалить обстановку, создать приятное впечатление о своей фирме. Одному человеку из каждой команды предлагается объяснить «представителю прессы», почему их офис не открывался в течении недели и никто не отвечал на телефонные звонки при этом, чтобы повысить престиж своей фирмы, они должны в свою речь вставить по две предложенные фразы.
Первая команда:
1. В восемь часов вечера мне надо быть на встрече с президентом.
2. Ну, что поделать, я позвонил Владимиру Путину.
Вторая команда:
1. Вчера президент мне дал согласие
2. Вот когда я стажировался в Англии
Третья команда:
1. И тогда я посоветовался с Нурсултаном Назарбаевым
2. Сегодня мы заключаем сделку с англичанами.
(Творческий конкурс — I — 3 бала, II — 2 балла, III — 1 балл)
10. Подведение итогов
- 26030 просмотров