9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 4-5 лет «В гости к бабушке Рассказушке»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Извекова Марина Владимировна учитель-логопед, первая квалификационная категория высшего уровня. Педагогический стаж 27 лет, стаж по специальности 8 лет. КГУ «Коррекционная школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО г. Зыряновск

Извекова Марина Владимировна

Цели:

Коррекционно-образовательная: Учить детей составлять короткий рассказ об игрушках (совместно с логопедом). Активизировать употребление прилагательных и глаголов. Закреплять правильное произношение звуков «м» и «мь» в словах и фразовой речи. Способствовать развитию речевого дыхания при чтении стихов.
Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию тактильного восприятия детей, зрительной памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать активность на занятии, умение слушать другого ребенка.

Материал к занятию: «Колодец», наполненный семенами гороха или фасоли, корригирующие дорожки. Небольшие игрушки: машинка, мишка, мячик, матрешка, мышка (игрушки выполнены из различного материала, для развития тактильных ощущений и восприятий), домик, забор.

Предварительная работа: разучивание стихотворений об игрушках, разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

На полу лежат корригирующие дорожки. Дети проходят по дорожкам, произнося фразу: «По дорожке мы пройдем, и в гости к тетушки Рассказушки придем» (проходит массаж активных точек, расположенных на стопе, активизируется тактильное восприятие детей).
Дети к домику, где их встречает тетушка Рассказушка (логопед)

— Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Проводится пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (для активизации активных точек, расположенных на кончиках пальцев, активизации речевых зон).

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Дети проходят и садятся на скамеечку около домика. Тетушка присаживается рядышком на пенек.

— К вашему приходу, ребятишки я приготовила сюрприз — волшебный колодец. А в нем находятся игрушки. Вот только какие, я не знаю. Кто поможет мне узнать и все тайны отгадать? Вызывает ребенка.

Вместе с ним подходит к колодцу со словами: «Мы к колодцу подойдем и игрушку там найдем». (В колодце насыпаны семена фасоли или гороха, в них спрятаны игрушки. Ребенок опускает руку в колодец, нащупывает игрушку и достает ее. При этом происходит массаж пальцев рук, развитие тактильного восприятия). Ребенок достает игрушку.

— Что это? (ребенок называет игрушку).

— Расскажи, какая она. Как можно с ней играть. (Ребенок: «Это матрешка. У нее красивый желтый сарафанчик. Красная косынка. Матрешку можно напоить чаем, покатать в коляске, уложить спать»).

Логопед помогает наводящими вопросами, может начать предложение, а ребенок закончить его. Дети попеременно достают и описывают игрушки, находящиеся в колодце (матрешку, машину, мячик, мышку, мишку). Рассказывают, как можно с ними играть.

— Все игрушки мы достали. А сейчас их назовем.

Дети хором называют все игрушки. Логопед побуждает произносить звуки"м" и «мь» в словах длительно (ммматрешка, ммммишка...). Затем можно предложить назвать игрушки отдельным детям. Логопед обращает внимание, что в словах матрешка, мышка, машина звук «м» звучит твердо, а в словах мишка, мячик — мягко.

— А среди ребят тоже есть матрешки (девочки, одетые в сарафаны). Ну, матрешки, выходите, веселый танец покажите! А вы ребята не зевайте и матрешкам помогайте.

Физминутка «Матрешки» (проводится под музыкальное сопровождение)

Мы веселые матрешки —
(руки согнуты в локтях, указательный палец
правой руки упирается в правую щеку)
Ладушки, ладушки.
(дети хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки,
(показывают на ноги)
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
(показывают на «сарафаны»)
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
(наклоны вправо-влево)
Ладушки, ладушки

— Что-то загрустили наши игрушки, а мышка даже к нам хвостиком повернулась. Ребята, как вы думаете, почему обиделась мышка? (хочет, чтобы про нее песню спели или стихотворение рассказали).

Дети по очереди вспоминают и рассказывают стихотворения, изученные ранее.

«Мыши водят хоровод»
Мыши водят хоровод,
У печурки дремлет кот.
Тише, мыши не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разбежится хоровод.

«Мышка»
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
А на кухне возле шкафа
Видит мышка — чья-то лапа,
Лапа пестрая, когти острые.
Эй, мышка, не зевай: поскорее убегай!

«Мыши»
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре.
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон. Английская песенка

«Мышка»

Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось,
Ни крупинки не осталось.

«Мишка»

Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. А. Барто
«Мой Мишка»

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить. З. Александрова

«Медвежонок»

Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится.
малыш не скучает.
Он думает,
Это смешная игра,
не зная, что спать медвежатам пора.
В. Берестов

«Мишка, мишка, лежебока»

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал. В. Берестов

«Про машину»
Вдруг машина заболела.
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
невеселая была.
— Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело жить без дела —
и машина заболела.
Как больную нам спасти?
Ключик взять и завести! В. Берестов
 

«Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мы поедем за водой
И достанем мячик твой.
Мимо уточка плыла,
Тане мячик подала. А. Барто
 

«Мяч»
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой.
Не угнаться за тобой! С. Маршак
 

— Какие молодцы, ребята. А игрушки вам приготовили игру «Кто спрятался?» (развитие зрительного внимания, памяти. Умение согласовывать существительные с глаголом. Употреблять в речи предлог «за»).

Итог: Молодцы, ребята. Хорошо же вы играли, все игрушки угадали. Но пришла пора прощаться и вам в группу возвращаться. А меня не забывайте и почаще в гости забегайте.

Категория: