Девятый международный творческий конкурс «Зимние забавы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Конспект урока по русскому языку «Правописание личных окончаний глаголов»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Громова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия «БЭСТ», г. Петропавловск СКО

Конспект урока по русскому языку «Правописание личных окончаний глаголов»

10 класс

Цель урока: повторить ранее изученный материал по теме «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний», закрепить навыки правописания.

Ход урока

1. Словарная работа

Орфографический диктант «Удвоенная и мнимая удвоенная согласная в корне»:

Галлюцинация, аллея, пьеса, пессимист, корректный, драма, режиссёр, километр, атташе, аттракцион, бассейн, аппарат, алюминий, кристалл, кристальный, артиллерия, перила, терраса, перрон, прогресс, профессор, артиллерия, пассивный, привилегия, количество.

2. Работа по теме урока

Выполните синтаксический разбор предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Снег летит с сосен рассыпа…тся мелкой пылью и весь лес густо дымит и вот — вот каж…тся запыла…т холодным пожаром.

Выпишите глаголы, определите морфологические признаки: постоянные признаки, непостоянные признаки.

Беседа по вопросам

1. Что такое спряжение? Сколько типов спряжения существует?

2. По какому принципу пишутся ударные личные окончания глаголов? Назовите личные окончания глаголов 1спряжения, 2 спряжения?

3. Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

4. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?

5. От чего зависит спряжение глаголов с приставкой обез-(обес-)?

6. Приведите примеры глаголов, не имеющих форм 1-го лица ед. числа.

Дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить.

3. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1.Задание по вариантам. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа. Выделите окончания.

1. Кланяться, клониться, огорчать, огорчить, побрить, побороть, наколоть, накалить, молоть, умолять, молотить, размолоть, молить, толочь, роптать.
2. Услыщать, колыхать, колебаться, лепетать, обидеть, зависеть, метаться, нянчиться, стрелять, пристрелить, хотеть, поехать, щебетать, подпороть.

2. Придумайте по 2 предложения с каждым из приведённых глаголов, употребив его в созвучных формах изъявительного и повелительного наклонений. Укажите спряжение глаголов.

Стукнуть, умолкнуть, вытереть, рассказать, прыгнуть.

3.Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания глаголов, укажите спряжение.

1.1.Зимой берег моря совсем обезлюд…т. 2.От потери крови боец обессил…т. 3.Захватчики обезлюд…т целые районы. 4.Большая потеря крови обессил…т больного. 5.Лекарства обезвол…т больного. 6.От лекарств больной обезвол…т.

2.1.Из сердца не выкин…ш., а в сердце не влож…ш… . 2.Как (они) постел…т, так и высп…т(?)ся. 3.Пожале…ш… лычка — не увяж…ш… ремешком. 4.Чего не помн…шь, то и не сыщ…ш… . 5. Горьким леч…т, а сладким калеч…т. 6.Вчера не догон…шь, а от завтра не скро…шься.

4. Подведение итогов урока

Домашнее задание

1. Составить тест по теме урока.
2. Составить словарный диктант (20 слов) по теме «Правописание суффиксов глаголов».

Категория: