9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Конспект занятия «Калейдоскоп сказок»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Корешкова Оксана Анатольевна, воспитатель ГККП я/с № 18 Павлодарской области, город Павлодар

Корешкова Оксана Анатольевна

Художественная литература, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, элементы математики (интегрированный подход, развивающее обучение).

Цели занятия:

Образовательные:

  • закрепить умение обыгрывать сказки, драматизировать их;
  • обобщить знания детей о сказках;
  • способствовать формированию умения видеть в сказках разных народов общие и отличительные признаки и черты;
  • продолжить работу по формированию у детей навыков осуществления межпредметных связей, в том числе с изучением государственного языка, а также навыков творчества;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные, новые слова, а также подбору определений.

Развивающие:

  • способствовать развитию умения строить связные высказывания в виде рассуждений, а также навыков творческого рассказывания, словотворчества;
  • продолжить работу по развитию у детей речи (диалогическая речь), логического мышления и творческого воображения;
  • способствовать формированию умений обобщать, конкретизировать, делать выводы, решать проблемные ситуации, а также коммуникативных умений.

Воспитательные:

  • способствовать формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, готовность прийти на помощь, уважение к старшим, чувства товарищества, коллективизма, патриотического чувства любви к своей Родине, своему народу, матери.

Материал: Атрибуты к сказкам, иллюстрации сказок, декорации к сказкам, домик-Теремок, сказки в шифре, ребусе, иллюстрации к сказкам на каждого ребенка, клей, кисточка, салфетка, макет «Калейдоскоп сказок» на каждого ребенка, большой макет сказок у доски, грамзапись «Старик-годовик» (сказка-загадка).

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? (да) Любите слушать их, рассказывать, играть в них? (да) Сегодня мы с вами поиграем и составим «Калейдоскоп сказок». Скажите, а что такое калейдоскоп? Это такая подзорная труба, внутри которой находятся цветные стеклышки, их очень много, и когда смотришь в калейдоскоп, то видишь разные картинки, узоры. Мы с вами сегодня сделаем такой калейдоскоп, только картинки у нас будут сказочные.

I. Повторение пройденного:

1. Назовите свои любимые сказки?

2. Какими словами начинаются сказки? («Жили-были...»)

3. Какими словами заканчиваются сказки? («И я там был, мёд, пиво пил. По усам текло, в рот не попадало»)

4. Какие герои бывают в сказках? Назовите их (добрые, злые, положительные, отрицательные, храбрые, трусливые, трудолюбивые, ленивые).

Вспомните пословицы о труде (шифровки). А какие казахские пословицы о труде вы знаете? (Еңбексіз өмір — сөнген көмір. Жизнь без труда, что уголь без тепла; Еңбек — адамның екінші анасы. Труд — вторая мать человека).

5. Во всех сказках живет что? Отгадайте ребус и вы получите ответ.

Конспект занятия  «Калейдоскоп сказок»

(добро и зло)

а) Какого цвета добро?
б) Какого цвета зло?
в) Что побеждает в сказках?

6. Послушайте сказку-загадку «Старик-годовик» в грамзаписи и отгадайте, что имеется ввиду под образом старика-годовика? Что означают четыре тройки птиц, семь перьев в крыле, один конец крыла белый, а другой черный? (год, четыре времени года, месяцы, неделя, сутки)

Найдите шифровку этой сказки на доске.
Разминка «День-ночь».

7. Угадайте, из какой сказки этот фрагмент.

Драматизации отрывков из сказок (показывают дети).

«Волк и семеро козлят» (песня козы):

Козлятушки-ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молочка принесла.
Течёт молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка в сырую землю...

а) Какой запрет нарушили козлята?
б) Можно ли открывать дверь незнакомым людям, если ты один дома?
в) Вам жалко волка? Как ему можно помочь? (положить в больницу, зашить живот и т. д.)
г) Найдите шифровку этой сказки? Объясните её.

«Колобок» (песня колобка):

Я колобок, колобок,
По амбару метён, по сусекам скребён,
На сметане мешан, на окошке стужен.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
От зайца ушел, от волка ушел, от медведя ушел.
От тебя, лиса, и подавно уйду.
Лиса — А я тебя, ам и съем.

а) Найдите эту сказку на доске?
б) Какой запрет нарушил колобок? (студиться на окне)
Вот видите, во многих сказках герои нарушают запрет.
в) Назовите в увеличительном значении героев сказки? (колобочище, волчище, зайчище и т. д.)
г) Назовите по-казахски героев сказки «Колобок».

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

— Выпью я из лошадиного копытца.

— Не пей, жеребеночком станешь.

— Выпью я из коровьего копытца.

— Не пей, теленочком станешь.

— Выпью я из козлиного копытца.

— Не пей, станешь козленочком.

Не послушался, выпил Иванушка из козлиного копытца и стал козленочком.

а) Найдите шифровку этой сказки. Объясните её.
б) Какой запрет нарушил Иванушка? (не пить из копытца воду)

Сказка «Снегурочка»:

Меня не растили,
Из снега слепили (снегурочка).

Найдите шифровку этой сказки и объясните её.

II. Изучение нового:

Вспомните сказки «Теремок» (русская народная сказка), «Рукавичка» (белорусская народная сказка). Найдите шифровки.

1. А теперь мы с вами покажем «Теремок на новый лад». Дети драматизируют: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок. Летит мимо теремка комар и поет песенку: з-з-з. Увидел, что никто не живет в теремочке, стал там жить. Летит мимо теремка оса: с-с-с.

— Пусти в теремок.

— Пущу, если скажешь, чем ты на меня похожа?

— Ты насекомое, и я насекомое.

— Проходи.

Летит шмель: ш-ш-ш. Шмеля пустили, а зайца нет.

— Ты не насекомое.

С тех пор заяц и живет в лесу под кустом.

Вот видите, сказки хоть и разных народов, но одинаковые, мы с вами тоже сочинили свою сказку про теремок.

а) Вам жалко зайчишку?
б) Подберите рифму к слову зайчишка. (плутишка, лгунишка, хвастунишка, трусишка)
в) В какой сказке хвастался зайчик и как? («Заяц-хваста»: «У меня не уши, а ушищи...»)

Разминки «Мишка», «Зайка».

2. Дракон Змей-Горыныч.

Пришел к нам дракон и хочет проглотить наши сказки. У него семь голов, из каждой валит огонь и дым.

Отгадайте, какую геометрическую форму имеет каждая из моих голов?

Сказка-ребус «Дракон» (дети отгадывают).

Воспитатель: Ну вот, ребята, дракон подобрел, послушаем его сказку.

Прослушивание сказки «Дракон».

Каким стал дракон? (вежливым, добрым)

3. А теперь, давайте смастерим «Калейдоскоп сказок». Выберите только свои любимые сказки и наклейте их в свой «Калейдоскоп сказок». Великий казахский акын Абай Кунанбаев говорил: «Проверяй всё сердцем». В вашем калейдоскопе будут только любимые сказки.

4.Работа детей.

5. А сейчас мы с вами составим большой «Калейдоскоп сказок» из ваших маленьких калейдоскопиков (на большом ватмане все дети располагают свои калейдоскопики). Как вы думаете, кому мы их подарим? (детям, малышу)

Как по-казахски колыбель? (бесік)

Пусть ребенок, родившийся в Казахстане, и дети всего мира растут со сказками. Пусть они растут добрыми, умными, честными. Пусть приносят пользу своей Родине, людям. А вы, наши детки, вырастайте, чтобы стать будущими Пушкиными, Есениными, Толстыми, Абаями, Алтынсариными, Торайгыровыми. Ведь они тоже учились и воспитывались на сказках.

III. Рефлексия:

а) Что вам было интересно на занятии?
б) Что вам было легко, а что трудно?
в) Что нового вы узнали о зиме?
г) Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Конспект занятия  «Калейдоскоп сказок»

Конспект занятия  «Калейдоскоп сказок»

Конспект занятия  «Калейдоскоп сказок»