Конспект занятия на тему «Деревья — наши лучшие друзья»
Сарсекеева Вера Петровна, воспитатель II квалификационная категория, ГККП « |
Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения. Проверить уровень усвоения экологических знаний. Формировать интерес к природе. Закреплять знания о многообразии природных объектов; о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы; навыки экологически грамотного поведения в природе.
Методы и приемы: Беседа, художественное слово (загадки, стихи) наблюдение, экологическая игра, рассказ воспитателя, рассказы детей по слайдам, вопросы, сюрпризный момент.
Активизация словаря: «чечевички»
Материал к занятию: слайды: музыкальные фонограммы, макет березы, кормушка.
Ход занятия
Дети входят в группу становятся полукругом.
Вместе с детьми сопровождение текста движениями:
Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
— Ребята, а когда встает солнце? (солнце встает утром)
— А сейчас оно взошло? (да)
— Почему вы так думаете?
— Так давайте же с ним поздороваемся!
Пальчиковая гимнастика:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в саду одном,
Все тебя приветствуем!
— Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам его совершить. (Звучит пение птиц, шелест листвы деревьев.)
Заходит Дед Природовед.
— Сіз кімсіз, Ата?
— Мен, Дед Природовед. Сәлеметсіңдер ме балалар! Как я рад вас всех видеть! (Дети присаживаются на стулья)
— Кто же мне подскажет, какое сейчас время года? (весна)
— Балалар, весна Қазақша қалай болады? (көктем)
Дед Природовед: Да, а как вы догадались?(весной становится теплее, тает снежок, лучи солнца пригревают оттаявшую землю, щебечут птицы, птицы возвращаются из теплых краев, на деревьях появляются почки, появились первые цветы — подснежники…)
Ребята, природа так прекрасна,
Так ласкова, многообразна,
Что познакомиться с ней ближе
Пора настала, как я вижу.
Дед Природовед: Я хочу убедиться, что вы действительно знаете очень много о природе, о наших зеленых друзьях — деревьях.
— Мудрый дедушка, ты долго живешь на свете, много знаешь, отгадай загадку о самом прекрасном дереве. Вот послушай: «Ее узнаешь по одной простой примете: нет дерева белей ее на свете.»
Дед Природовед: Да это же осина или тополь.
— А вот и не отгадал. Дадим еще одну попытку: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос».
Дед Природовед: Да это же береза. Я могу рассказать о березе много интересного.
— Балалар, береза қазақша қалай болады? (қайың)
Дед Природовед: У березы гладкий белый ствол с черными точками. Сегодня, я раскрою вам один секрет — через эти черточки береза дышит, а называются они — «чечевички».
— Как они называются? («чечевички»)
— Ребята, вы помните про наш эксперимент?
— Мы с улицы занесли — веточку березы. И что мы с ней сделали? (мы ее поставили на подоконник в вазу с водой на солнышко)
— Для чего? (чтобы посмотреть, что с ней произойдет в тепле)
— Правильно. И что произошло с веточкой? (на ней появились набухшие почки, маленькие клейкие зеленые листочки).
Дед Природовед: Потом, ребята, на ветках березы появятся длинные сережки. В конце лета и в начале осени огромное количество мелких плодов разносится ветром по всей округе. Плод березы — маленький орех с двумя прозрачными крыльями. Если условия благоприятны, если почва влажная, он немедленно прорастает. Если осень холодная, то семена в состоянии покоя пролежат до весны. Из такого семени вырастает стройное дерево.
— Ребята, а с чем или с кем можно сравнить березку? (береза — красавица, береза — фея, береза — чаровница, береза — колдунья, береза — подружка, береза — невеста).
Физминутка: «На лесной опушке»
(Дети встают)
Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(махи руками одновременно с бегом)
Мы слегка присядем,
Будем наблюдать.
(приседание)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(остановка на месте)
Потянулись, подышали,
И на стулья дружно пошагали.
(Дети присаживаются)
Я знал тебя, моя рябина.
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты — горестям назло —
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
— Балалар, рябина қазақша қалай болады? (шетен)
Дед Природовед: Рябина — тоже очень красивое дерево. Посмотрите на него, на его крону. Кудрявая рябина — так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в любое время года.
— Ребята, а вам нравится рябина? (да)
— А может кто — то знает народные приметы, связанные с рябиной?
(Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Если уродится рябина — рожь будет хороша. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой)
— Ребята, как вы думаете за что люди любят рябину? (за ее красоту)
— А какую пользу она приносит людям? (из ягод рябины варят варенье, заваривают чай)
— Правильно, а еще кто любит лакомиться ягодами рябины?
Дед Природовед: В народном календаре посвящен праздник 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья — надо оставить и для _______________.
— Ребята! Как удивителен мир в котором мы живем! Как удивительны и уникальны все жители нашей планеты!
— Смотрите, что это за домик? Как он называется? (кормушка)
— Конечно же, это кормушка!
— Балалар, кормушка қазақша қалай болады? (Жем салғыш)
— А для чего она нужна? (чтобы подкармливать птиц зимой)
Дед Природовед: Я видел под вашим окошком на дереве висит кормушка. Вы новерно тоже подкармливаете птичек? (да)
Дед Природовед: Молодцы какие! А если не секрет, то чем вы их подкармливаете? (крошками хлеба)
Дед Природовед: Какие же птицы прилетают к вам на кормушку? (снегири, синички, голуби, воробьи)
Экологическая игра «Не сорока, не ворона»
Всегда всем птичкам помогай
И птичьих гнезд не разоряй.
На радость пусть растут птенцы
Природы звонкие гонцы!
Дед Природовед: Ну, мне пора. А в память о нашей встречи я принес полную карзину подарков из леса. Здесь — шишки, желуди, все для поделок из природного материала. И еще хочу подарить вам банку березового сока. Этот сок очень вкусный и полезный, я его сам для вас в лесу собрал. Движение сока у березки начинается еще до появления почек. Только в лесу можно набирать березовый сок, и делать это надо умело, не нанося вреда дереву.
(Дед дарит детям бутылку сока)
— Рахмет, Дед Природовед.
Дед Природовед: Сау болыңдар, балалар!
— Сау болыңыз, Дед Природовед!
— Вот и ушел наш гость. А мы ребята, давайте вспомним о каких же деревьях беседовали сегодня? (о дереве березе и о дереве рябине)
— Где мы можем встретить эти деревья? (на территории детского сада, около домов, вдоль улиц города, в лесу)
— Какую пользу приносят деревья? (очищают воздух, их плодами и семенами питаются не только люди, но и животные с птицами, люди заготавливают березовые дрова для печей, делают из бересты — красивые изделия: хлебницы, шкатулки; из древесины: мебель, музыкальные инструменты, посуду)
— Молодцы, ребята! Какие вы внимательные!
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья!
- 9159 просмотров