Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии и воспитании ребенка»
Туркало Светлана Павловна учитель-дефектолог, КГУ «Специальная школа интернат №4». Казахстан, Павлодарская область, город Павлодар |
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Ребенок может бесконечно и с большим удовольствием играть в хорошо знакомую ему игру.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, труд. Игра — это серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение.
Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в дидактических играх. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Таким образом, дидактическая игра — это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Похожие материалы:
https://nsportal. ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-metodika-obucheniya
https://nsportal. ru/detskiy-sad/matematika/2012/01/11/rol-didakticheskikh-igr-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta
https://docplayer. com/111520464-Doklad-razvitie-matematicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta. html
- 10666 просмотров