Коррекционное занятие «Времена года. Весна»
Бектемирова Гульсара Жакиевна педагог-дефектолог, стаж 6 лет. КГУ «Средняя школа № 2», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск |
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.
Задачи: Активизировать и развивать словарный запас учащихся, умение самостоятельно выражать свои мысли. Научить замечать изменения и находить признаки весны самостоятельно, совершенствовать умение составлять предложение по картинкам.
Образовательные: Обобщить знания детей о весенних явлениях в природе, жизни птиц и диких животных.
Воспитательные: Воспитывать интерес, любознательность бережное отношение и любовь к природе. Умение сотрудничать с педагогом и работать в группе.
Коррекционные: Совершенствовать фонематическое восприятие, упражнять в правильном дыхании, развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
1. Предварительная работа: (На развитие внимания и общей осведомленности. Обогащение словаря, развитие связной речи).
Рассматривание весенних картин, беседы о весне и её признаках, наблюдение на прогулке за изменениями в природе.
Материал: Картинки на тему весна, разрезные картинки с признаками весны, альбомные листы, акварель, кисти, цветные карандаши, клей, ножницы.
Ход занятия.
Добрый день уважаемые коллеги и ребята, сегодня учителя нашей школы пришли к нам гости. Прежде чем приступить к нашему занятию, давайте все сделаем разминку, чтобы поднять настроение и настроится на плодотворную работу.
2. Разминка: (Развивать координацию движений, воспитывать умение и желание выполнять движения легко, непринужденно. Вызвать у детей положительные эмоции, и подготовить к продуктивной работе).
Быстро все ребята встали
Руки быстро вверх подняли.
Быстро хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали
И... ногами постучали.
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Быстро вправо наклонились!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и кивнули.
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!
Педагог: Тема нашего занятия «Времена года. Весна».
Существует четыре времени года — Кто назовет какие? (зима, весна, лето и осень). Лето — самое прекрасное время года, летом все отдыхают, купаются, загорают, набираются сил. Ходим в лес за ягодами, собираем грибы и т. д. Затем наступает осень, с первым днем осеннего месяца мы идем в школу, идут холодные дожди, желтеют и опадают листья на деревьях. С каждым днем становится все холоднее. Приходит суровая, снежная зима, дни становятся короче, а ночи длиннее. Но и у зимы есть и свои прелести, мы катаемся на горках, коньках, лепим снеговиков, играем в снежки. А сегодня ребята, мы с вами поговорим о чудесном времени года — о весне. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. Она является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д.)
Хорошо, молодцы!
Ребята, скажите, как называются весенние месяцы? (март, апрель, май). Кто нам скажет, как на казахском языке? (Наурыз, Сәуір, Мамыр.)
3. Ребята, рассмотрите картинки, расскажите, что вы видите, какие изменения происходят в природе весной? Дети рассказывают о явлениях в природе, изображённых на картинках. (прилетают птицы и сразу же начинают приводить в порядок своё жильё, строить новые гнёзда. Тает лёд на реке, сосульки тают, появляются первые проталины, просыпаются с зимней спячки дикие звери).
Педагог: А еще ребята, в начале марта мы отмечаем самый красивый и самый трогательный праздник 8 Марта Международный женский день, прекрасный праздник мам, бабушек и милых девочек. Папы и мальчики суетятся в поисках подарков, готовят сюрпризы своим дорогим дамам. А вы подумали уже какой подарок подарите своим мамам?
А какой еще праздник у нас в марте? (наурыз).
Наурыз — это день возрождения природы, пробуждения ее ото сна, начало нового года. Это день весеннего равноденствия, когда день по продолжительности равен ночи. В этот день надевают праздничную одежду, люди ходят друг другу в гости, поздравляют с праздником. В каждом доме накрывают богатый дастархан, готовят много еды, символизировала достаток и изобилие в наступающем году, угощают всех гостей. Главным угощением является «Наурыз коже», в это блюдо входят 7 компонентов: мясо, пшено, рис, вода, соль, молоко, изюм. Кто-нибудь пробовал?
4. «Продолжить предложение». Найти подходящие слова по смыслу. (Развитие внимания, логического мышления, обогащение словаря, умение слушать, развитие связной речи).
Ребята, сейчас я буду читать предложения, а вы должны будете его продолжить для этого вы должны использовать распечатанные слова, которые лежат у вас на столе и рисунки.
Например, — Закончилась долгая, холодная... (зима);
— Наступила тёплая, долгожданная... (весна);
— Всё ярче светит весеннее... (солнышко);
— Бегут звонкие (ручьи);
— На деревьях набухают... (почки);
— С тёплых краёв прилетают... (птицы);
— Весной птицы вьют, строят... (гнезда);
— С крыш висят длинные... (сосульки);
— Ребята строят для скворцов... (скворечники);
— На проталинах появилась зеленная... (травка)
— С долгой зимней спячки просыпаются дикие... (звери, перечислить)
Молодцы вы справились с заданием! Подобрали правильные слова по смыслу, закончили предложения.
5. Физминутка: Ну что ребята, по-моему, вы засиделись немного, давайте сделаем разминку!
Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся. И на бревнышке уселся. (Дети садятся)
6. Игра «Волшебный мешочек». (Развитие тактильной памяти, способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, развитие тактильной чувствительности.
Повышения уверенности в себе, снижение чувства страха перед неудачами).
Ребята я вам сейчас дам вот такой мешочек, он не простой, а волшебный.
Ход игры: «Найди предмет» — Педагог называет предмет, (треугольник, квадрат, круг, цветочек, прямоугольник). учащийся находит его на ощупь, не заглядывая в мешочек. «Угадайка» — учащийся засовывает руку в мешочек, ощупывает предмет, взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Педагог помогает рассказать о предмете задавая наводящие вопросы о предмете. Например, он круглый, гладкий, большой, с острыми углами, маленький? и т. д. по ответам учащегося остальные ребята должны отгадать что в руке.
Вывод: И так ребята, мы сегодня научились узнавать предметы на ощупь, научились находить точные слова для определения своих ощущений, также внимательно слушали друг друга и отвечали на вопросы
7. Рефлексия: Ребята у вас на столе лежит большой лист бумаги и разрезанные картинки, характеризующие наступление весны, сейчас вы, посоветовавшись между собой должны составить кластер т. е. создать картину весны.
(Развитие пространственной ориентировки, ориентировки на листе бумаги, концентрация внимания и логического мышления, развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся. Умение видеть прекрасное).
Итог: Ребята демонстрируют свою работу.
Педагог: Судя по вашей работе, хочется сказать какие вы молодцы, работа получилась яркая и очень интересная, вы показали свои знания о весне, какие праздники у нас весной. свою сплоченность и умение работать в команде.
Ребята, на этом наше занятие подходит к концу, благодарю за работу я надеюсь, вам понравилось.
- 8056 просмотров