Критическое мышление в моей практике
Бейсекеева Алмагуль Тарановна, учитель казахского языка, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «средняя школа № 20 села Мирное» акимата Осакаровского района Карагандинской области |
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. |
Пройдя курсы «Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан», открыла для себя много незнакомого, неожиданного и интересного в области педагогики и психологии, я считаю что пригодилось мне в дальнейшей работе в школе. Основная задача этой Программы — помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.
По-моему, авторам данной Программы это уже удалось. Лично я заинтересована в своей грамотности, успешности и компетентности, поэтому буду следовать всему, чему научили меня эти курсы.
Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение этой задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: кластеры, метод проекта, групповая работа, работа в паре, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Инновационная деятельность — это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции в средних классах, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Технология, стимулирующая интересы детей и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов.
Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество обучающихся. Критическое мышление на уроках казахского языка позволяет обучить детей в организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д. На практике я заметила, что дети с удовольствием работают в группе, с удовольствием составляют кластер. Например, расскажи о себе, о друге, перевести текст с русского языка на казахский язык, с казахского на русский язык. Если брать по темам уроков, индивидуальные, где ученик показывает свой творческий потенциал и умение мыслить, размышлять и подходить к делу креативно.
На последующих уроках работали по мини группам, где каждый отличился своим подходом, демонстрировал критическое мышление. Здесь дети показывали навыки критического мышления: это наблюдение, анализ, вывод и интерпретация идей. Учитель должен умело направить ученика и подсказать пути решения проблем. На уроках казахского языка необходимо мыслить и размышлять, потому что обучающиеся начинают говорить, общаться, вести диалог, интервью и все это ради достижения цели говорения. В помощь приходят учителя, их совместная деятельность по постижению смысла и знаний. Например: урок по теме «Падежные окончания имен существительных» в 5 классе.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о падежных окончаниях имен существительных
- Формировать сознательное употребление в речи падежей
- Отрабатывать прием распознавания падежей
Развивать внимание, память, речь, развивать у каждого ученика вкус к творчеству; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу; пробудить у учащихся интерес к изучению казахского языка, расширить их кругозор. Работая в группе, ученики были вовлечены в интересную работу, атмосфера в группах была дружелюбной, так как данный вид работы для них новый, ученики получали такие задания:
1.Сандықта Кім? Не? Сұрақтарын қай сөздерге қоюға болатыны жайлы суреттер бар. Сандықты ашып, тапсырманы орындайды.
2. Ұлдарымның қызметін табыңдар. Сұрақтарын тауып қою.
3.Ұлдарымның мұраларын атаңдар. Жалғауларын табу.
4.Тағы 7 ұлыма беретін қосымша мұраларым бар.
Задания способствовали их сотрудничеству и обмену знаниями, при этом ученики придерживались правил работы в группах, которые были составлены учащимися этого класса. Я выявила, что данный класс более комфортно чувствует себя в групповых видах работы. Задания даются в стихотворной форме. Вот такие действия мыслить и размышлять помогают детям развиваться. Когда они сами находят, интерпретируют по своему информацию, ведут диалог, у них устойчиво сохраняется в памяти и можно с уверенностью думать, что ученик сам берет ответственность за свое обучение. Критически мыслить через диалог приводит в практике к аргументированию, это есть голос ученика. Учитель должен пересмотреть свою роль в обучении ученика, направлять, а не управлять процессом исследований. Учитель, применяющий интерактивные технологии работает в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям и принятии нестандартных и ответственных решений. Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с аудиторией, что способствует не только успешному учению, но и росту самого учителя.
- 10438 просмотров