9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Куда приведет нас эта система образования?

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Конакбаева Гулшат Сабитбековна учитель начальных классов, стаж 18 лет, педагог-модератор, 2 категория, Глазуновская средняя школа. Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, село Глазуновка

Куда приведет нас эта система образования?

Отличия в системах школьного образования в мире в целом выше, чем высшего. Во многом это объясняется отсутствием большой необходимости стандартизации для облегчения международного взаимодействия на уровне учреждений среднего образования. Количество лет обучения, система оценивания знаний, преподаваемые дисциплины и содержание учебных программ — все это может сильно отличаться от страны к стране. К сожалению, эти различия зачастую создают определенные трудности при поступлении в заграничные университеты. Конечно, в рамках этой статьи невозможно дать полный обзор всех существующих систем школьного образования, однако можно выделить те общие моменты, на которые следует обратить особое внимание при подготовке к поступлению в зарубежный университет.

В Казахстане и других странах СНГ, как известно, существуют 3 ступени школьного образования: начальное общее, основное общее и полное (среднее) общее. При рассмотрении образования в Америке, большинстве стран западной Европы, а также Австралии и Японии, оказывается, что школьное образование в этих странах также имеет три уровня: начальная, средняя и старшая школы. Как и в случае Казахстана, первые две ступени являются обязательными; целью же третьего уровня является подготовка школьников к получению высшего образования. Однако на этом сходство заканчивается, ибо, уже начиная с начальной школы, прослеживаются четкие различия между системами школьного образования в различных странах мира.

Совершенно логично, что если все дети в стране имеют одинаковые шансы на образование и одинаковые способности, то они должны иметь и одинаковые знания как результат реализации этих шансов. На практике люди понимают, что шансы совсем не равные, а способности и подавно. Между тем продекларированные принципы требуют постоянного подтверждения своего претворения в жизнь. Приведу небольшой пример. Знаете, что должен сделать настоящий педагог, если у него в классе безобразничает ученик? Никогда не догадаетесь — настоящий педагог в данной ситуации должен спросить себя: «А что же я делаю неправильно, что заставляет ученика так себя вести в моем классе?»

И действительно, в американской школе в центр вселенной поставлен его величество ученик, а все остальное вращается вокруг него (student centered instruction). Учитель же является по сути дела обслугой, нанятой для процесса обучения. Для нас это кажется диковатым, тем не менее сами американцы в эту систему свято верят и считают ее единственно верной. Правда, не все американцы. Скажем так, что на этом настаивают педагоги теоретики и чиновники от образования. Рядовые же учителя, особенно их старшее поколение, весьма критически высказываются об этой системе. Они еще помнят то время, когда в школах не было сегодняшнего абсурда«

Чем существенно отличается образование в Англии от казахстанского? Думаю тем, что университетское образование в Англии неотделимо от самой науки. Магистрантов, например, вообще никто особо не «учит», по крайней мере на гуманитарных и социальных специальностях. Есть списки книг и статей для чтения к каждому семинару, читать эти материалы нужно очень внимательно — так чтобы на семинаре более или менее сформулировать свою позицию по отношению к ним, и этим обогатить общую дискуссию. Конечно, любую точку зрения аудитория выслушает, это ведь учеба, но преподаватель «эгоистично» старается держать дискуссию на таком уровне, чтобы ему самому было интересно.

А вот что он пишет о работе в группах, которой активно обучают казахстанских учителей:
"Американцы очень гордятся такой системой обучения (group work) и считают, что она гораздо эффективнее традиционной, где каждый выполняет свое задание в одиночку. Считается, что в группе обучаемые помогают друг другу усваивать материал. Они делятся мыслями, идеями, что то друг другу подсказывают и пр. Согласен, в самой идее что то есть. В определенных условиях такая методика может дать результат. Например, если мотивация обучаемых очень высока, то по такой системе можно предложить решать сложные многоступенчатые задачи. Также система хороша в выполнении лабораторных работ. В обычных же классах происходит следующее. Если ученики настроены работать, а учитель стоит над ними, то лидер выполняет задачу, а остальные просто бездумно списывают с него. В худшем же случае они болтают на посторонние темы, попутно что то там пописывая на своих листочках. Читать написанное, как правило, нет никакого смысла.

Америнские учителя в беседе с академиком Левашовым Н. В, говорили о причинах низкого уровня знаний. Основная — это уровнительная система, учитель должен один и тот же материал объяснить всем пока не дойдет до последнего. Причина такого поведения учителя, боязнь что его обвинят в дискриминации по рассовому признаку. Ясно что в такой ситуации тот кто уже понял будет бездельничать и потеряет интерес к знаниям, пока до каждого будет донесен материал. В Казахстане же под дискриминацией будет пониматься оценивание, как же, нельзя ставить плохих оценок — не бывает слабых и сильных, каждый умеет и знает что-то лучше других и даже лучше учителя!!! И вынужден будет учитель ставить завышенные оценки.

А что учителя? Разве не видят они угрозы для будущего наших детей? У кого опыта поменьше действительно не видят, а те, кто понял куда приведет эта система закованы материально... поэтому и молчат.

Категория: