Культура казахского народа в XVI–XVII веках
Асылбеков Азамат Шерниязович учитель истории Белагашской |
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями развития материальной и духовной культуры, религиозными представлениями на территории Казахстана в древних веках;
- развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умений, делать выводы;
- воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства.
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования.
Оборудование: карта Казахстана в
План урока:
- Общая характеристика культуры, вступительное слово учителя.
- Выступления групп по заданиям
- Демонстрация материала между выступлениями
- Закрепление
Вступительное слово учителя. Психологический настрой (1 мин)
Вот какой хороший класс
Приготовились учиться
Ни минутки не лениться
Не стучать, не отвлекаться
А стараться и стараться!
1. Урок начинается с беседы.
Вопрос классу: Что такое культура? (1 мин)
Вопрос классу: Какие виды культур вы знаете? (1 мин)
Слово учителя: (3–4 мин)
Казахстанская культура — своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Однако развитие культуры в Казахстане происходило неодинаково, быстрее всего она развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные области Казахстана были более развитыми.
Центрами ремесла и торговли были города Сыгнак, Сауран, Туркестан, которые находились в Южном Казахстане.
Вопрос классу: Почему именно южные города Казахстана являлись центрами ремесла и торговли? (У них были тесные связи с народами Средней Азии через Великий Шелковый путь). (1 мин)
2. Слово учителя. Демонстрация видео ролика История кочевников (2 мин)
Перед началом урока класс поделен на 4 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке.
Учитель раздает задания группам.
Все группы получили опережающие задания по данной теме на предыдущем уроке.
3. Выступление учащихся по группам.
4. Выступление 1 гр. (6–7 мин)
1 группа должна раскрыть особенности духовной культуры. Что входит в это понятие, чем характеризуется? Каковы ее особенности? Учащиеся должны представить устную литературу, устное народное творчество, раскрыть роль акынов, жырау, распространение исламской религии.
1 группа. Духовная культура.
Ан Фатима
Косимова Н.
Козловский П.
Корн Иван
5. Выступление ученика 10 класса Елеш Армана (Куй) (2–3 мин)
6. Выступление 2гр. (6–7 мин)
2 группа. Представляет одежду. Задача описать и показать национальную одежду казахов, а также учащиеся демонстрируют одежду
2 группа. Одежда
Ковалева Катя
Макогон Аня
Рамазан Азамат
Подложевич Мирон
7. Демонстрация презентации национальная одежда казахов (2–3 мин)
8. Выступление 3 гр. (6–7 мин)
3 группа. Представляет казахскую национальную кухню. Ребята рассказывают и представляют национальную еду.
3 группа. Национальные блюда
Грибак Надя
Тихонов Д.
Довидюк О.
Рогачев Дима
9. Демонстрация презентации способ приготовления кумыса Показ учителем применение кубы (бочка для кумыса) (3–4 мин)
10. Выступление 4 гр. (6–7 мин)
4 группа. Представляет материальную культуру — жилище. Ей необходимо продемонстрировать макет юрты, убранство, рассказать все о жилище казахов, предметах быта, украшениях.
4 группа. Жилище
Килиматов Руслан
Дмитренок К.
Патрина Н.
Янчиев Тимур
11. Демонстрация презентации юрта (3–4 мин)
Во время выступления каждой группы работает интерактивная доска. Учитель совместно с учащимися, либо учащиеся самостоятельно готовят слайдовую презентацию по своему заданию, где демонстрируют особенности национальной одежды, жилища, кухни и духовной культуры казахов.
12. Работа по карточкам (1 балл за каждый правильный ответ) (3–4 мин)
Укажите стрелками правильный ответ |
|
Центры ремесел и торговли были – |
в Южном Казахстане и Жетысу |
Устное народное творчество – |
айран, катык, курт |
Особо широкое распространение исламская религия получила |
переносное жилище казахов |
Юрта |
Сыгнак, Сауран, Туркестан |
Из верблюжьего молока готовили – |
казки, легенды, беташар, жоктау, пословицы |
Из коровьего и овечьего молока готовили – |
шубат |
13. Устные ответы по слайду (1 балл за каждый правильный ответ)
14. Работа с тестами (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века?
А. два вида
В. три вида
С. четыре вида
2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались
А. кусбеги
В. акыны
С. Куйши
3. коням усобших по обчаю
А выжигали тавро
В отрезали гриву
С отрезали хвосты
4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась
А на севере Казахстана
В на юге Казахстана
С в центральном Казахстане
5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города
А Караганда, Баласагун, Сарайчик
В
С Сыгнак, Сауран, Туркестан
6. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию?
А
B
C
7. Значительная роль в распространении суфизма — ответвления исламской религии — принадлежит
А Айтеке бию
В Ходжа Ахмеду Йасауи
С Жангир хану
8. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи?
А ичиги
В саптама
С шокайма
9. Из кобыльего молока казахи готовили
А курт
В шубат
С кумыс
10. Одним из изысканных лакомств казахов считался
А жент
В суп
С коже
14. Закрепление осуществляет либо учитель, либо учащиеся в группах задают вопросы другой группе.
Вопросы
- В чем своеобразие культуры казахского народа?
- Как отразилась кочевая жизнь казахского народа на развитии национальной культуры?
- Что такое духовная культура? Какие виды культуры относятся к ней?
- Приведите примеры устного народного творчества казахского народа.
- Каких акынов импровизаторов и сери вы знаете?
- Какие обычаи и традиции вы знаете?
- Что такое материальная культура?
- Опишите юрту, предметы быта, украшения.
- Что вы узнали об особенностях национальной одежды казахов?
- Расскажите о казахской национальной кухне.
15. Комментирование оценок за урок.
Учащиеся подводят итог набранных баллов и согласно шкалы оценок на доске выставляют себе оценки
16. Что интересного и полезного вы узнали сегодня на уроке? Кому понравилось, как он сегодня отвечал на уроке? Кому не понравилось, почему?
17. Домашнее задание:§ 46–47 повторить
- 24894 просмотра