Лингвистическая игра «Слов русских золотая россыпь»
Ионина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Парыгинская средняя школа» ВКО Зыряновский район, село Парыгино |
7 класс
Цель:
• вызвать у учащихся интерес к изучению языков — казахского, русского;
• развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
• воспитание уважения и желания знать языки, содействовать воспитанию чувства товарищества.
Форма проведения: лингвистическая игра.
Оборудование: оформление доски — эпиграф, плакаты, пословицы, карточки с заданиями, эмблемы, столы.
Жюри: учителя казахского языка, ученица 10 класса
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя:
• Поздравление. День языков в Республике Казахстан.
• Постановка цели, название мероприятия.
• Обращение к эпиграфу
«Русский народ создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбельной»
А. Н. Толстой
В игре принимают участие 2 команды. Ребята продемонстрируют свое умение, смекалку и эрудицию в области русского языка, пожелаем им удачи.
Ни пуха, ни пера!
Наша игра называется «Слов русских золотая россыпь». Что же такое слово? Слово — это центральная единица языка. Оно служит для названия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает название. Одно из стихотворений Марины Цветаевой построено на противоположностях, на контрастах.
Итак, разминка! Попробуйте завершить каждую строку:
Полюбил богатый.... (бедную)
Полюбил ученый... (глупую)
Полюбил румяный... (бледную)
Полюбил хороший... (вредную)
Золотой — полушку... (медную)
Представление жюри. Каждый правильный ответ оценивается 1 балл.
Внимание, команды!
1 задание: каждый из вас должен знать ряд высказываний о русском языке, вот мы сейчас и посмотрим, какие вы у нас лингвисты, команды по очереди называют высказывания о языке и автора. Жюри ведут подсчет правильных ответов.
Замечательный учёный С. М. Бонди был блестящим полемистом, мастером каламбуров. В спорах, где разногласия возникали не по существу, а из-за разного понимания одних и тех же терминов, он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виду — сосуд или человека». Как называются слова, совпадающие по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу? (омонимы)
2 задание: назовите толкование омонимов:
1 команда |
2 команда |
Бокс – 1. вид кулачного боя; 2. мужская стрижка; 3. в больницах изолированная палата. |
Реакция – 1. Действия, возникающие на то или иное взаимодействие между двумя или несколькими веществами; 2. политика жестокого подавления общественного прогресса. |
Дисциплина – 1. подчинение установленным порядкам; 2. отдельная отрасль знания. |
Мандарин – 1. цитрусовое дерево; 2. название чиновника в старом Китае. |
Склад – 1. специальное место для хранения чего-либо; 2. физический облик телосложения. |
Титан – 1. божество из числа гигантов; 2.человек, отличающийся исключительной силой ума, таланта. |
Вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы — это устойчивые выражения, слова — компоненты фразеологического оборота — нельзя заменить другими словами.
3 задание: в диалоге заменены фразеологизмы, попробуйте их восстановить:
- Я в этом деле кошку проглотил (кошку проглотил — собаку съел).
- А вы говорите, что я работаю, закатав штанины. (закатав штанины — спустя рукава).
- Если и дальше будете колотить городки, в конце месяца сохранитесь с ухом. (сохранитесь с ухом — бить баклуши).
Слово жюри
4 задание: блиц-турнир «Русский алфавит» — задание из нескольких вопросов
- Набор букв, расположенных в определенном порядке, как все мы знаем, называется алфавитом или азбукой. Внимание, задание: как они получили своё название?
1 команда |
2 команда |
Азбука … (от сложения названий первых букв русского алфавита «аз» и «буки») |
Алфавит … (от первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета») |
- Продолжите древнерусский алфавит: на листке Аз... (буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, дело...)
- Писатель А. П. Сумароков называл эту букву «уродом», М. В. Ломоносов не включил её в азбуку. С неё начинается всего несколько русских слов, а остальные иностранцы. Что это за буква? (Э)
- Попробуйте прочитать поговорки, заменяя архаичные формы написания современными:
Грьлся Мазимъ кругъ осинъ
Зения ждетъ воскресенiя
(Грелся Максим вокруг осин
Ксения ждет воскресения)
5 задание: «Попробуй прочитать» — прочитайте и запишите в таблицу в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
слова |
ответ |
Яр |
Рай |
Сад |
Таз |
Лен |
Ноль |
Пол |
Лоб |
Парк |
Краб |
Шум |
Муж |
Туз |
Суд |
Лей |
Ель |
Араб |
Пара |
Шел |
Ложь |
Порог |
Короб |
6 задание: «Палиндромы» (палиндромы, или перевертыши — слова, фразы, любые тексты, которые одинаково читаются в обе стороны). Например: А роза упала на лапу Азора. Задание: вам необходимо придумать палиндром.
(Аргентина манит негра. Кит на море романтик.)
Слово жюри
7 задание: «Расшифруйте фразу» (на русском языке)
Шыр — пыр ю пяпюфгы зэлемъгый чесрыг,
Фед гяг, фед гяг, зэлемъгый чесрыг.
(Жил был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.)
8 задание: «Остроумные переводчики»: попробуйте догадаться, что означают эти слова:
- Хамелеон (грубиян)
- Мыкать (якать во множественном числе)
- Пережиток (долгожитель)
- Рубанок (любитель поесть)
- Ухажер (любитель рыбных супов)
- Лягушка (кровать)
- Котлован (кот, который что-то ловит)
Слово жюри
9 задание: Переведите слова в первой колонке на казахский язык и вставьте вместо точек во второй колонке. У вас получатся новые слова.
1 команда |
|
огромный |
круго… (зор) |
дыхание |
… ократия (дем) |
рыдание |
ба… (зар) |
есть |
…мен (бар) |
мозг |
ко…ссия (ми) |
2 команда |
|
много |
…око (мол) |
мысль |
пок.. (ой) |
десять |
балл..(он) |
пудра |
антил…(опа) |
я |
супер…(мен) |
Итоговая весёлая викторина:
- Чем кончается всё? (ё)
- Кто говорит на всех языках? (эхо)
- Какие местоимения портят дороги? (я-мы)
- Сколько букв «г» нужно, чтобы получилась большая куча сена? (сто-г)
- Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (б)
- Несла бабка на базар 100 яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц в корзине? (ни одного)
- По чему, когда хочешь спать, идёшь на кровать? (по полу)
- Какой месяц короче других? (май — всего 3 буквы)
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
Подведение итогов игры — слово жюри. Награждение команд.
Заключительное слово ведущего: мы можем гордиться русским языком, действительно великим, могучим и свободным. Спасибо командам за игру, за внимание! До новых встреч!
- 12731 просмотр