Лингвистический турнир «Вперед, рыцари русского языка!» для учащихся 5-7 классов
Виноградова Лариса Петровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа им. |
Цель: выявление лучших знатоков и ценителей русского языка среди участников и болельщиков.
Группы знатоков рассаживаются около своих столиков. Задания даются всем командам одновременно.
Первое задание «Спич — экспромт»
В течение двух минут представители (2 человека) от каждой команды готовят выступление на 1 минуту по теме: «Почему надо знать русский язык?».
Максимальный балл — 5 б.
Второе задание «Орфоэпика»
Правильно расставить ударение в словах на карточках:
Аге’нт, аристокра’тия, баржа', барме’н, включи’ть — включи’т, глаша’тай, добы’ча, ере’тик, жалюзи, звони’т — звони’шь, киломе’тр, краси’вее, мышле’ние, пуло’вер, ха’ос, цеме’нт, щаве’ль, цыга’н, столя’р, сре’дства, прида’ное.
Каждое правильно поставленное ударение в слове оценивается в 1 балл.
Третье задание «Скороговорки»
Отчетливо проговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью речи, повторите по три раза скороговорки.
Представители от команд вытягивают скороговорку по очереди.
Критерии оценки: быстрота, четкость, правильность произношения.
Максимальный балл — 5 б.
- Инцидент с интендантом.
- Король — орел, орел — король.
- Стоит поп на копне, колпак — на попе, копна — под попом, поп — под колпаком.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Выступление ораторов с речью в защиту русского языка.
Максимальный балл — 8 б.
Четвертое задание «Художественное слово»
Прочитайте стихотворение по очереди каждое четверостишие или по
Критерии оценки: общая интонационная настроенность, плавность перехода текста от одного чтеца к другому, выразительность жестов и мимики.
37
Максимальный балл — по количеству участников.
Предлагаются три отрывка:
- Из романа
А. С. Пушкина «Евгений Онегин». - Отрывок из сказки
«Конек-Горбунек» П.Ершова. - Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» С.Есенина.
Пятое задание «Пара слов»
Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор книги «Алиса в стране чудес».
На листе бумаги пишут любое слово. Пониже на том же листе пишут другое слово с точно таким же количеством букв. Теперь нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. Каждый раз меняют одну букву.
Например:
волк — коза.
волк
полк
пола
поза
коза.
Превратите поэта в луну.
поэт
порт
пора
поза
лоза
луза
луна
Максимальный балл — 5 б.
Шестое задание «Проверь себя»
Сначала посмотрите на слово, напечатанное в начале каждой строчки большими буквами, потом — на другие слова, напечатанные в той же строке маленькими буквами, и подчеркните то слово, которое по значению ближе всего к слову, написанному большими буквами.
Например: КОНЦЕРН — испуг, музыка, сцепление, трест, силос.
Слово для задания: КОРРУПЦИЯ — подкупность, ржавление, минерал, враждебность, ваза.
Максимальный балл — 3б.
Седьмое задание «Поэтическое»
1.Придумать как можно больше рифм к словам: куст, поляна, осень.
Максимальный балл — 1 б. за каждую рифму.
38
2.Сочинить стихотворение по срифмованным словам:
… вздыхает
… раздражает
… восток
… песок
… блеск
… треск
Максимальный балл — 5б.
Восьмое задание «Пословицы»
Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
- Куй железо, пока горячо.
- Один в поле не воин.
- Лес рубят — щепки летят.
- Не все то золото, что блестит.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
Максимальный балл — 3б.
(Правильный ответ 4 — 5).
Подведение итогов. Награждение лучших команд и рыцарей среди участников.
Использованы материалы:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-sorevnovanie-po-
- 9035 просмотров