Литературно-музыкальная композиция «Всё о войне...»
Турсунова Алия Серикбаевна воспитатель 2 категории КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа интернат» г. Мамлютка СКО |
Цель: Создание условий для воспитания школьников на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
- Формировать и развивать патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, во всем спектре отношений;
- Формировать патриотическое мировоззрение, развивать познавательную активность школьников;
- Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
Оборудование: любая фоновая слайдовая презентация; плакаты, фонограммы: звук военного самолёта, вальс «Школьный».
Ход мероприятия
(Звучит музыка военных лет).
За кулисами читает ведущий:
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов
Сегодня будет день воспоминаний
О подвиге и доблести отцов!
Ведущие: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. Прошло более полувека, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.
Ученик читает стихотворение:
Пришел июнь — румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Ученик читает стихотворение:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...
Инсценировка «Мечты» (на фоне «Школьного вальса»)
Юноша 1: Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность...
Девушка 1: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка 2: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша 2: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка 3: Саша, о чем ты мечтаешь?
Юноша 3: Я... Я хочу поступить в институт, а потом..., наверное, буду врачом. А ты?
Девушка 4: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!
(Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются)
Юноша 1: Почудилось...
(Гул усиливается, музыка останавливается )
Девушка 1: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Юноша 1: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Девушка и юноша (вместе): Что случилось, скажи нам, ветер? Неужели это — война?!
Звучит голос Левитана, все стоят затаив дыхание
Ученик читает стихотворение:
Мирно страна проснулась,
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова... ВОЙНА
Звуки разрывов снарядов, гул самолёта
Ведущий 1: Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза.
На берегу реки Буг стояла старая русская крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями. 22 июня в 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолёты засыпать бомбами. Начались тяжёлые, долгие бои.
Ведущий 2: В первые часы войны сотни воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости. Крепость была окружена, её бомбили, обстреливали со всех сторон, штормовали, но защитники не сдавались. Над воротами крепости они повесили полотенце, на котором кровью было написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!». Больше месяца сражались бойцы Брестской крепости. Большинство защитников погибли.
Ведущий 1: С сентября 1941года по январь 1944года, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода, и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим в сутки выдавали по 250 грамм хлеба, а служащим и детям по 125 грамм, крошечный почти невесомый ломтик (демонстрация кусочка хлеба весом 125 грамм).
Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать город и сдадут его врагам. Но они просчитались.
Ученики инсценируют стихотворение «Кусочек черного хлеба»
Ведущий 2: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит — 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит — каждый четвёртый житель страны погиб. Мы живем в стране, где царит мир и согласие, глее рядом живут казах и украинец, белорус и киргиз, русский и башкир. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.
Ведущий 1: Во время наступательных боёв наших войск в районе севернее Новосокольники (14-20 Января 1944 года ) рядовая Молдагулова Алия проявила величайшую доблесть, мужество и отвагу. Алия была лучшей снайперкой в батальоне. До последнего боя, в котором она погибла смертью храбрых. Товарищ Молдагулова на своём счету имела до 35 убитых фашистов. За всё время боя находилась в первых рядах атакующих и неоднократно первая врывалась на позицию противника, увлекая за собой бойцов роты.
Ведущий 1: Указом Президиума Верховного Совета СССР ефрейтору Молдагуловой Алии Курумгамбиевне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов сказал: «Во время войны наш народ закалился, обретая национальный дух. Нам нельзя забывать своих героев. Они должны быть примером для всех последующих поколений казахстанской молодежи...»
Ведущий 1: Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев. Одним из великих сынов казахского народа является Герой Советского Союза, «Халыққаһарманы» Б. Момышулы. Его героизм в битвах под Москвой стал легендой еще в годы войны.
Ученики читают стихотворения:
1. Разрыв, осыпалась земля,
И в рост шагнула Алия,
И вновь вблизи удар фашистской мины.
«Братишки, милые, вперёд!»
И кровь по рукаву течёт,
Зовя бойцов подняться до вершины.
Издав один протяжный стон,
Пошёл в атаку батальон,
Так ходят в смерть с отвагой бесшабашной.
И натиск был неудержим,
Через огонь и едкий дым,
На самый верх, до жаркой рукопашной.
Сцепились в схватке грудь на грудь,
Превозмогли, пробили путь,
Ты ранен был в упор из автомата.
А где-то около тебя,
Вторую рану Алия,
Перетянула тканью маскхалата.
Вы взяли неприступный дот,
Среди пылающих высот,
И штаб вручил отважным по награде.
Но каждый отдал бы свою,
Чтоб видеть рядом Алию
В победном сорок пятом на параде.
2. Атыңды мен естідім —
Шырқап таңнан,
Бұл — бұл қонып,
Жайқалған бұтақтардан,
Өлеңінен
Өзімдей ақындардың
Өзіңдей шебер жазған
Кітаптардан.
Солатың
Алыстарға таныс бүгін
Халықпен,
Заманамен тоғысты үнің.
Құрметтейді
Әрқашан тұрғырасың,
Ардагер Отан ұлын,
Момышұлы.
3. Вы слышите,
Слава героя гремит,
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан!
Ведущий 2: С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тылы. Нельзя их забывать. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Женщины и дети занимались тяжёлой мужской работой. Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжёлой работы. Но всё же это делалось во имя Победы!
Ведущий 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.
На фоне музыки ученица читает отрывок баллады «Да разве об этом расскажешь»
Ведущий 1: Отечественная война — это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности. Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней, бороться за него. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага.
На фоне песни «День Победы» ученик читает стихотворение: «День Победы, 9 Мая»
Звучит финальная песня: «Главный Праздник» Сл. Николая Мазанова Муз. Найли Мухамеджановой
Используемая литература:
Идет война народная...: Стихи о Великой Отечественной войне. М.: Детская литература 2009.
Идет война народная /Сборник стихов о войне/.- М.: Политиздат, 1995г.
«В тылу на фронте» Издательство политической литературы М.1985
Интернет—ресурс: www. metodkabinet. eu
- 13769 просмотров