Мастер-класс «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся»
Ульянич Елена Васильевна, учитель математики, первая квалификационная категория высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного» Костанайской области |
Форма проведения: практическое занятие
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи мастер-класса:
- показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
- содействовать профессиональному общению;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: задания для проведения практического части, доска магнитная, книжная полка
Ход
1. Вступление
Учитель: Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся».
2. Основная часть мастер-класса
Учитель: Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Проведение практических занятий
Учитель: Уважаемые коллеги, предлагаю ответить на вопрос «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностностно-ориентированных заданий?»
Практическое занятие № 1
Работа в группе по методике «1-2-все вместе».
ЗАДАНИЕ. Обсуждение вопроса: «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностно-ориентированных заданий?»
(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).
Выслушиваются ответы участников
Учитель: Работа над составлением таких заданий предполагает знание признаков компетентностно-ориентированного задания, структуры компетентностно- ориентированного задания и требований к ним.
Практическое занятие № 2
Работа в малых группах по методике «Диалог»
Учитель: Предлагаю выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ. Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?
Задача № 1.
Тема «Действия с десятичными дробями».
Задача.
Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.
В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша(200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)
Задача № 2
Тема «Наибольший общий делитель».
Задача.
Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно приготовить?
Учитель: А почему задача № 2 не является компетентностно-ориентированным заданием?
Работа в группе по методике «1-2-все вместе».
Выслушиваются ответы участников
Практическое занятие № 3
Учитель: Предлагаю вашему вниманию задачу по теме «Действия с натуральными числами».
ЗАДАНИЕ. По предложенному компетентностно- ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.
Задача.
Тема «Нахождение процентов от числа».
Елена Ивановна регулярно приобретая обувь своему сыну сделала свой выбор в пользу торгового бренда «ECCO» .
На распродаже весенней коллекции обуви бренда «ECCO» в торговом центре «МART» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 19900 тг предложена скидка 25%, а сайт lamoda.kz предлагает скидки на всю обувь бренда «ECCO» от 15%-55% . Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки.
(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).
Выслушиваются ответы
Практическое занятие № 4
Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания.
Задание.
Попробуйте составить задачную формулировку составить к компетентностно-ориентированному заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов : книга, книжная полка.
(Участники обсуждают, предлагают, высказывать как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)
Выслушиваются ответы
Учитель: Действительно, предложенная Вами задача, является компетентностно- ориентированным заданием. Задания, такого характера вызывают у ребят, обучающихся в экспериментальных классах большой интерес, поэтому с большим желанием составляют такие задания. Предлагаю задачные формулировки, которые составили ребята
(задачи, составленные учащимися).
Задача № 1
Мама купила собрания сочинений Ч.Айтматова, состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?
Задача № 2
В связи с переездом на новую квартиру необходимо упаковать книги с книжной полки в коробку. Какого размера нужно взять коробку, чтобы перевезти эти книги?
3. Подведение итогов мастер-класса
Учитель: При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог — обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает — педагог содействует, обучающийся активен — педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентно- ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.
Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять компетентностно-ориентированные задания в своей практике.
4. Рефлексия
Учитель: Итак, подведем итог мастер-класса. Приемом рефлексии — оценочное окно.
Окно состоит из 4 частей
1) Собственная деятельность в мастерской
2) Ценность данных заданий для школьника
3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)
4) Удовлетворение от работы
С помощью цветной фишки оцените работу (красная — 5б, синяя — 4б, зеленая — 3б).
Учитель: Оцените, коллеги, результаты совместной работы.
(Участники проводят оценивание)
Приложение
Литература
1. Республиканский журнал «12-летнее образование» № 6, № 8 2010 г, 2011г;
2. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. — 1999. — № 2. — С.26-29;
3. «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников»;
4. Нарикбаева Л.М., Калиева С.И. Подготовка будущего учителя к работе с одаренными детьми: Методическое пособие. — Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001. — 45 с;
5. Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности школьников» (collegy.ucoz.ru);
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. —2004 г. — № 5;
7. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч.-2008.-№ 1;
8. Загвоздкин В.К. «Модели компетентности»// Школьные технологии № 3, 2009 год.
- 28857 просмотров