Мастерство учителя: от знаний к навыкам
Жданкина Лариса Владимировна учитель начальных классов КГУ СОШ № 59 г. Караганды
|
Мастерство учителя приходит не сразу, оно не бывает врождённым. Год за годом учитель оттачивает своё мастерство, долго и упорно трудится над собой, над техникой преподавания, постоянно совершенствует свои знания, пока он находёт свою, именно свою дорогу мастерства.
Порой прилив вдохновения исчерпан в связи с трудностями учебной программы, сложной подачей учебного материала в учебниках, разным умственным потенциалом учащихся и ещё можно перечислить немало причин, почему так происходит.
Не зря испокон веков наша профессия вызывала трепет и уважение среди людей как умственного, так и физического труда. Опыт любого учителя уникален и неповторим, его невозможно скопировать и повторить. Но сравнивая и изучая практику коллег, мы приходим к выводу, что существуют общие для педагогов особенности, которые называются планированием и прогнозированием обучения.
Ни для кого не секрет что успешные педагоги не только планируют работу в классе, зачастую по минутам расписывают всю свою и ученическую деятельность. Планирование важный этап работы учителя, этот этап помогает учителю подготовить успешное обучение и эффективное преподавание. Объём содержания учебного материала, планируемый учителем должен соответствовать целям обучения. Недопустимо как превышение, так и недобор учебного материала, определяемый учебной программой.
Проверенные методики выдающихся педагогов учат нас начинать планирование урока с конечной цели урока и ответа на вопрос: «Чему сегодня научатся мои ученики?» «Что они сегодня поймут и узнают», затем благодаря какому виду учебной деятельности, станет очевидным их ответ на эти два вопроса. Первоочередная задача учителя — выбрать рациональное решение видов деятельности на уроке, которые помогут определить, с какой целью и для чего дан учебный материал, и учитель получит ответ на вопрос: чему научатся сегодня на уроке его ученики. Ожидаемые результаты урока или цели урока являются главными показателями эффективности учебной деятельности учащихся. Не стоит ожидать одинаково хорошего выполнения учебных задач от каждого ученика, каждый ученик выполнит задание согласно своему учебному потенциалу.
При определении цели своего урока, нужно брать глаголы конкретного действия: найти, выделить, сократить, создать, вспомнить, оценить, применить, использовать и т. д.
Несомненно, любой результативный урок начинается с планирования блоками, т. е. череды уроков отдельного раздела и учитель, опираясь на предыдущий урок последовательно, логически правильно продумывает следующий урок. Последовательность целей череды уроков вписываются в большую последовательность системы целей учебной программы, ведущей к овладению учащимися новыми знаниями и навыками.
Если не достигнута конечная цель, от которой зависит достижение целей завтрашнего урока, надо пройти этот учебный материал ещё раз и довести до качественного уровня,
только тогда можно двигаться дальше, развивая и расширяя знания учащихся.
1 этап — Уточнить и откорректировать цель с учетом того, в какой мере достигнута цель предыдущего урока. Определить цели и желаемые результаты.
2 этап — Оценить достижение конкретной цели каждого урока. Определить доказательства
желаемого результата.
3 этап — Спланировать конкретный вид деятельности, обеспечивающий должный уровень знаний. Планировать обучение и процесс достижения результатов учащимися.
Очень важно озвучить или написать и вывесить на видном месте цель вашего урока. Нужно чтобы каждый ученик знал, чего они стараются достичь на уроке. Особенно важно это в начальной школе, потому что самосознание цели помогает ребятам целенаправленно идти к ней. Согласно новому содержанию образования в Казахстане, приветствуется обсуждать цели обучения с учениками непосредственно в классе и прийти к единому решению. Можно подчеркнуть важность достижения учебной цели. Делать это можно как в начале урока, так и в конце. Хорошо и полезно обсуждать цель, чтобы ученики сами определили, почему она важна, и могли её связать с темой прошлого урока. Если ваши ученики, и вы конкретно знаете, чего хотели достичь, и достигаете этого, то бесспорно каждый ваш ученик приобретает устойчивые знания для будущей учебной деятельности. В начальной школе, если есть необходимость надо отбросить всё сложное и заумное, которое трудно освоить ученику 1-4 класса, для лучшего результата. Ведь главными критериями урока остаются: овладел ли ваш класс учебным материалом, который был запланирован на сегодня.
Главное менять виды деятельности, темп урока и превращать уроки в мотивирующие потоки знаний через постоянную умственную деятельность учащихся.
Большое значение имеет начало урока:
1. Можно начать с психологического настроя на хорошее мировосприятие:
Солнце верхушки
Деревьев задело
Давайте, друзья,
Приниматься за дело.
2. Формативное оценивание / Словесная похвала
Игра «Ты мне, я тебе» — учитель может бросать мяч и задавать вопрос по теме прошлого урока
Игра «Передай другому » ученик может написать вопрос по пройденному учебному материалу и в форме записки отдать ученику, которому хочет задать вопрос, ответы могут быть дополнены учеником, который писал вопрос.
3. Презентация нового учебного материала /новой темы (виды деятельности учителя и учеников).
Ученики начальных классов вряд ли станут послушно сидеть и слушать вас все 15 минут, пускай даже самого прекрасного объяснения учителя.
Результативнее будет по мере объяснения нового материала, обсудить и заполнить таблицу, записать совместно продуманную единицу знания: правило, пример, предложение, слова, категорию и т. д.
4. Получить доказательство получения новых знаний, после объяснения нового материала: решить пример, составить предложение, заполнить в словах пропуски, используя новые знания и т. д. (получить обратную связь с учащимися)
Если планировать свои уроки, добиваясь достигать конечных целей урока, прогнозировать и планировать не только свою деятельность, но и деятельность учащихся, учитель может увидеть свой урок глазами своих учеников. Может получить гарантию, что все учащиеся всегда заняты делом, а также получить напоминание, что по мере прохождения урока необходимо менять темп, чтобы учащиеся занимались разными видами учебной деятельности: писали, думали, обсуждали, проверяли свои и чужие знания, могли определить уровень что они знают, чему научились, а что ещё нужно повторить.
Список литературы:
1. Составляющие мастерства учителя: от знаний к навыкам. Центр Педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Метод. пособие в помощь учителю Астана 2018 г.
2. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Метод. пособие для учителя А. А. Гин. Москва 2013г.
3. Мастерство учителя. Д. Лемов. перевод с анг. О. Медведь Москва 2016 г.
- 5891 просмотр