9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Математический бой: «Умножение нуля и умножение на нуль»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

 

Косьмина Наталия Павловна, учитель математики первой категории, КГУ Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии, село Ломоносовка район им. Г. Мусрепова СКО

Математический бой: «Умножение нуля и умножение на нуль»

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 5

Цели:

  • Сформулировать правило умножения нуля на основе сложения равных слагаемых, повторить переместительное свойство умножения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
  • Развивать логическое мышление, интерес к знаниям, речь учащихся.
  • Воспитывать чувство товарищества

План урока:

1. Организация учащихся на урок, психологический настрой

2. Вступительная часть

Догадайтесь, о каком числе идет речь в загадке.

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)

В переводе с латинского «нуль» — ничто.

Но в математике нуль играет большую роль. Этому числу даже установлен памятник. В центре Будапешта (Венгрия) недалеко от одного из красивейших мостов установлено каменное изваяние нуля. Цифра О и две буквы на пьедестале — «км», означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет километров.

Так что нуль — совсем не простое число.
У людей говорят: «Не шути с огнем!».
А математики говорят: «Не шути с нулем!
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ.
Нужен глаз за ним, да глаз!»

Сегодня мы посмотрим, как ведет себя нуль при умножении. Для этого мы разделимся на два войска: «синие» и «зеленые».

Сейчас войскам предстоит сразиться в математическом бою.

3. Основная часть

Сейчас войска выстроились друг против друга. Как говорят военные, заняли оборону: накапливают силу и технику. Посмотрим, кто сделает это лучше.

а) Графический диктант

От заданной точки откладываем 16 клеток влево, 2 вверх, 4 вправо, 3 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 7 вправо, 1 вниз, 7 влево, 1 вниз, 7 вправо, 3 вниз, 16 влево, 1 вверх.

(за правильный рисунок члены каждой команды получают жетоны своего цвета).

В разведку берут самых надежных, ведь разведчик должен много знать и уметь. Здесь очень важно надежное плечо товарища. От каждого войска к доске выходят по два человека-разведчики.

б) Задание разведчикам:

Выполни действия по образцу:

2+2+2=2×3 = 6
5+5=5×2 =
4+4+4+4 =
0+0+0+0 =
0+0+0 =
3+3+3+3=3×4 = 12
7+7+7=7×3 =
2+2+2+2 =
0+0+0+0+0 =
0+0 =

За верное решение команды получают жетоны своего цвета

в) Вопрос для всех: Подумайте, что общего в двух последних примерах?

Разведчики вернулись невредимыми. Теперь их задача — составить донесение в штаб, т. е. сформулировать правило умножения нуля.

г) Составление донесения. После коллективного обсуждения ребята должны сделать вывод: если один из множителей равен нулю, то и произведение равно нулю.

Войска продолжают подготовку к решающему сражению, ищут слабые места в обороне друг друга. Начался артобстрел.

д) Артобстрел: (устная работа)

Команды по очереди задают друг другу примеры из № 499 стр. 127 учебника.

4+0 =
4×0 =
7+0 =
7×0=
0+6 =
0×6 =
9+1 =
9×0 =
8+0 =
0×8 =
1×0 =
0×1 =

(за правильный ответ команды получают жетоны).

В армии день начинается с зарядки. Поэтому и мы проведем физминутку.

е) Физминутка

ж) И, наконец, атака: одновременно к доске вызываются по одному ученику от каждой команды. Передавая карточку как эстафетную палочку друг другу, они решают примеры:

(18–12) x 0 =
(32–32) x 5 =
(7+2) x 0 =
(123+645) x 0 =
(18–9) x 0 =
(24–24) x 6 =
(3+5) x 0 =
(429+560) x 0 =

(За правильные ответы — жетоны)

Бой закончен. Войска подсчитывают потери и трофеи, выявляют победителя.

4. Подведение итогов:

И все же спорные вопросы лучше решать мирным путем, путем переговоров ведь вместе мы сильнее (коллективная работа).

а) Вставить пропущенный знак действий

0…5 = 5
5…5 = 0
18…0 = 0
5…5 = 10
18…18 = 0
5…5 = 1

б) Между числами поставить знаки действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство: 5…5…5 = 0

5. Выставление оценок

6. Д/з: стр. 127 правило, № 495

Используемая литература:

  1. М. Н. Перова «Математика» учебник для 5 класса специальной (коррекционной) школы. Алматы «Просвещение — Казахстан» 2003
  2. В. Т. Голубь «Графические диктанты». Москва «ВАКО» 2006
  3. В, В, Волина «Мир математики». Ростов-на-Дону «Феникс» 1999
Категория: