Математический бой: «Умножение нуля и умножение на нуль»
Косьмина Наталия Павловна, учитель математики первой категории, КГУ Ломоносовская специальная (коррекционная) |
Тип урока: изучение нового материала
Класс: 5
Цели:
- Сформулировать правило умножения нуля на основе сложения равных слагаемых, повторить переместительное свойство умножения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
- Развивать логическое мышление, интерес к знаниям, речь учащихся.
- Воспитывать чувство товарищества
План урока:
1. Организация учащихся на урок, психологический настрой
2. Вступительная часть
Догадайтесь, о каком числе идет речь в загадке.
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)
В переводе с латинского «нуль» — ничто.
Но в математике нуль играет большую роль. Этому числу даже установлен памятник. В центре Будапешта (Венгрия) недалеко от одного из красивейших мостов установлено каменное изваяние нуля. Цифра О и две буквы на пьедестале — «км», означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет километров.
Так что нуль — совсем не простое число.
У людей говорят: «Не шути с огнем!».
А математики говорят: «Не шути с нулем!
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ.
Нужен глаз за ним, да глаз!»
Сегодня мы посмотрим, как ведет себя нуль при умножении. Для этого мы разделимся на два войска: «синие» и «зеленые».
Сейчас войскам предстоит сразиться в математическом бою.
3. Основная часть
Сейчас войска выстроились друг против друга. Как говорят военные, заняли оборону: накапливают силу и технику. Посмотрим, кто сделает это лучше.
а) Графический диктант
От заданной точки откладываем 16 клеток влево, 2 вверх, 4 вправо, 3 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 7 вправо, 1 вниз, 7 влево, 1 вниз, 7 вправо, 3 вниз, 16 влево, 1 вверх.
(за правильный рисунок члены каждой команды получают жетоны своего цвета).
В разведку берут самых надежных, ведь разведчик должен много знать и уметь. Здесь очень важно надежное плечо товарища. От каждого войска к доске выходят по два
б) Задание разведчикам:
Выполни действия по образцу:
2+2+2=2×3 = 6 5+5=5×2 = 4+4+4+4 = 0+0+0+0 = 0+0+0 = |
3+3+3+3=3×4 = 12 7+7+7=7×3 = 2+2+2+2 = 0+0+0+0+0 = 0+0 = |
За верное решение команды получают жетоны своего цвета
в) Вопрос для всех: Подумайте, что общего в двух последних примерах?
Разведчики вернулись невредимыми. Теперь их задача — составить донесение в штаб,
г) Составление донесения. После коллективного обсуждения ребята должны сделать вывод: если один из множителей равен нулю, то и произведение равно нулю.
Войска продолжают подготовку к решающему сражению, ищут слабые места в обороне друг друга. Начался артобстрел.
д) Артобстрел: (устная работа)
Команды по очереди задают друг другу примеры из № 499 стр. 127 учебника.
4+0 = 4×0 = 7+0 = 7×0= |
0+6 = 0×6 = 9+1 = 9×0 = |
8+0 = 0×8 = 1×0 = 0×1 = |
(за правильный ответ команды получают жетоны).
В армии день начинается с зарядки. Поэтому и мы проведем физминутку.
е) Физминутка
ж) И, наконец, атака: одновременно к доске вызываются по одному ученику от каждой команды. Передавая карточку как эстафетную палочку друг другу, они решают примеры:
(18–12) x 0 = (32–32) x 5 = (7+2) x 0 = (123+645) x 0 = |
(18–9) x 0 = (24–24) x 6 = (3+5) x 0 = (429+560) x 0 = |
(За правильные ответы — жетоны)
Бой закончен. Войска подсчитывают потери и трофеи, выявляют победителя.
4. Подведение итогов:
И все же спорные вопросы лучше решать мирным путем, путем переговоров ведь вместе мы сильнее (коллективная работа).
а) Вставить пропущенный знак действий
0…5 = 5
5…5 = 0
18…0 = 0
5…5 = 10
18…18 = 0
5…5 = 1
б) Между числами поставить знаки действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство: 5…5…5 = 0
5. Выставление оценок
6. Д/з : стр. 127 правило, № 495
Используемая литература:
М. Н. Перова «Математика» учебник для 5 класса специальной (коррекционной) школы. Алматы «Просвещение — Казахстан» 2003В. Т. Голубь «Графические диктанты». Москва «ВАКО» 2006- В, В, Волина «Мир математики».
Ростов-на-Дону «Феникс» 1999
- 6408 просмотров