Математическое развлечение «Давайте поиграем!»
Махина Нина Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория, стаж 34 года. КГКП «Детский сад «Мирас»». Акмолинская область, Сандыктауский район, село Балкашино |
Цель: Закрепление математических представлений дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Цель: закрепить прямой и обратный счет, повторить способ образования последующего числа путем добавления единицы;
активизировать мышление; закрепить умение сравнивать числа, значение знака «+» (увеличение множества) ;
закрепить умение ракладывать число на два меньших и составлять число из двух меньших; формировать интерес к математике.
Развивающие:
Развивать внимание, память умение анализировать и синтезировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать организованность, самоконтроль, умение работать в команде.
Участники: Дети подготовительной к школе группы (6 лет).
Оборудование:
• цифры от 1 до 20;
• набор цифр на карточках;
• наборы игрушек;
. числовые домики с числом 5 и 6;
. числовые карточки для каждого ребенка;
. числовые карточки — модели числа, прищепки;
• сундучок.
Ведущая: — Дети, вы хотите отправиться в путешествие к цифрам и числам? А зачем нам нужны цифры и числа? (Ответы детей).
Числа можно не только считать, про них можно читать стихи и даже петь.
(Дети читают стихи и исполняют частушки).
Чтение стихотворения «Считать умею» З. Нури.
Ребенок 1)
Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день -
Чего бы посчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек — две,
Три котенка у окна
Четвертый на траве.
Девочки идут гулять -
Две и три, а вместе — пять.
Ребенок 2)
Идет машина — шесть колес,
А пассажиров — семь,
Шофер их по дороге вез,
Увез от нас совсем.
Сели птички на забор -
Восемь невеличек,
А одна летит во двор -
Значит, девять птичек.
Ребенок 3)
Десять нам яиц снесла
Курица рябая...
Считать я больше не смогла -
Устала я считая.
Чтобы так не уставать,
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу -
В школу я скорей хочу.
Математические частушки:
1. Ноль на месте на пустом ставят как известно,
Только он при всем при том не пустое место.
2. Вид ее — как запятая, хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет.
3. Брату скоро стукнет пять, я учу его считать.
А учиться он не хочет, кувыркается, хохочет.
4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине.
Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.
Воспитатель: — Ну, а теперь можно отправляться. Послушайте, дети, сказку. «Жила — была Единичка. Жила она в маленьком домике. А по соседству с ней в высоком дворце жила принцесса Десятка. Жила она в самом большом красивом зале. Ее охранниками были цифры.
Принцесса Десятка была веселая, очень красивая, У нее была золотая корона. И она сидела на красивом троне. В ее дворце всегда было весело. Единичке очень хотелось хотя бы один раз повстречаться с Десяткой. Но она не знала как. Поэтому она часто плакала.
Но вот однажды добрая Фея решила помочь Единичке попасть во дворец. Она взмахнула своей волшебной палочкой и рядом с Единичкой появился знак „плюс“. Фея поставила к плюсу еще одну единичку и в тот же миг Единичка превратилась в Двойку. И теперь Единица вместе со своим другом „плюсом“ оказалась на другой ступеньке рядом с Двойкой. А Двойка превратилась в Тройку. Как только Единица вместе с „плюсом“ становилась рядом с числом, то это число сразу превращалось в другое число. Единица шагнула на ступеньку к Тройке, и появилось число 4, потом появилось число 5. Так появились числа 6, 7, 8, 9. А когда Единица встала на ступеньку с числом 9, то какое число получилось? Получилось число 10.
Наконец-то сбылась ее мечта! Единица подружилась с Десяткой и с другими числами. Вместе им было хорошо и они играли в интересные игры. Числа и нам предлагают с ними поиграть».
1.Игра «Считай — не ошибись!»
Цель: закрепить прямой и обратный счет до 20, уметь увеличивать и уменьшать число на
Игровые действия:
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет число, а дети называют число на 1 больше (меньше). Счет на русском, казахском, английском языках.
Игровые упражнения.
2.«Сравни числа 8 и 9».
3. Воспитатель: — Когда к числу добавляется единица, число увеличивается или уменьшается? (Число увеличивается).
На сколько единиц число 7 больше 6?
На сколько единиц число 6 меньше 7?
4.«Назови предыдущее число у числа 5?»
5.«Назови последующее число у числа 9?»
6.«Посчитай единицами до 8».
7.«Игра с прищепками (состав числа)»
Цель: закреплять умение раскладывать число на два меньших числа, называть общее число.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает ребенку выбрать одну из карточек. Затем сосчитать количество кружочков на ней и назвать цифру, которая обозначает это количество. А теперь попросите прикрепить к этой карточке столько прищепок, сколько указывает цифра на ней. Когда ребенок справится, предложите поделить прищепки на две группы: одни прищепки будут прикреплены к карточке с правой стороны, а другие — с левой. Например, на карточке с цифрой 6, две прищепки можно прикрепить слева, а четыре — справа.
Воспитатель спрашивает: «Сколько у тебя слева прищепок? Сколько справа? Какие получились числа? Сколько будет вместе: 2 да 4?» Один ребенок работает у доски, другие дети за столом показывают на числовых карточках «2 и 4». Показывают общее число 6. Дети показывают разные варианты числа 6.
В этой игре ребенок не только усваивает состав числа, но и развивает мелкую моторику.
8.Игра «Найди пару».
Цель: учить составлять число 5 и 6 из двух меньших.
Игровые действия:
Воспитатель говорит, что числа 5 и 6 пригласили к себе в гости числа.
Нужно одной команде составить число 5, другой — 6.
Дети работают парами. Нужно каждой паре детей составить число 5 (6) из двух чисел. Каждая пара договаривается, какие числа будут брать. Затем парами становятся возле числового домика с числом 5 и числом 6.
Дети работают с числовыми карточками: составляют разные варианты числа 5. Например: 1 и 4, 5 и 0, 3 и 2, 4 и 1, 2 и 3. Другая команда составляет варианты числа 6: 6 и 0, 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3, 2 и 4. Чтобы проверить ответ, дети в парах считают количество кружочков на карточках.
9.Игра «Куда пойдешь, что найдешь?»
Цель: закреплять ориентировку в пространстве.
Игровые действия: Ребенок называет, в каком направлении он пойдет, и какой предмет он видит. Называет место расположения предмета. Например: «Налево пойду, мяч найду. Он лежит в шкафу на второй полке».
10.Игра «Узнай по описанию».
Цель: развивать мышление, воображение, находить предмет по названным свойствам.
Игровые действия: Воспитатель делает описание предмета: " У нас в группе предмет красного цвета, он объемный, прямоугольной формы, украшен красивым орнаментом. Что это?" Дети находят сундучок, в нем угощение.
Итог:
Воспитатель: Ребята! Сегодня вы проявили свои знания, смекалку и сообразительность. Пусть ваши желания, интерес и любознательность всегда будут вашими помощниками. Вы все молодцы, не подвели свою команду! Числам очень понравилось играть с вами, и они ждут следующей встречи! Примите угощение!
Список литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. — М.: Просвещение,1984, стр. 11- 16,35,36,38, 53-54, 56.
2. Венгер JI. A., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1989.
3. Венгер JI. A., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б.; Под ред. Венгера JI. A. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М., Просвещение, 1988.
- 13854 просмотра