Методическая разработка урока по теме «Куликовская битва»
21 сентября — День воинской славы. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве
Патрик Анна Викторовна, преподаватель истории и обществознания
Цели урока:
- Показать ход и результат Куликовской битвы, ее значение для дальнейшего развития Древнерусского государства;
- Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов;
- Помочь учащимся ощутить дух Куликовской битвы;
- Продолжить формирование следующих навыков и умений:
- установление
причинно-следственных связей; - анализ исторического явления;
- установление
- Подведение итогов, установление выводов;
- Развитие логических связей и образного мышления;
- Осуществлять нравственное воспитание;
- Показать примеры героизма и мужества русского народа.
Оборудование:
- Сахаров А.Н., Буганов
В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. — М.: Просвещение, 1999; - карта: «Образование Российского централизованного государства»;
- атласы: схема Куликовской битвы;
- распечатки на столах таблицы: «Подготовка к сражению»;
- портрет Дмитрия Донского;
- распечатки терминов — словарь урока;
- репродукции картин: А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»;
- репродукция иконы «Сергий Радонежский»;
- музыкальный центр, музыкальные фрагменты:
- колокольный звон, «песня Сольвейг» из сюиты Грига «Пер Гюнт».
Словарь терминов:
- Дмитрий Донской;
- принцип «щита и меча»;
- тактика;
- стратегия;
- князь;
- дружина;
- сторожевой полк, передовой полк, большой полк, полки правой и левой руки, засадный полк.
Ход урока
Вводное слово учителя:
Первым серьезным испытанием для объединяющейся Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г. Русское войско под предводительством князя Дмитрия Ивановича одержало победу на Куликовом поле над монгольскими полчищами хана Мамая. Вам предстоит не только познакомиться с данным событием, но и определить то значение, которое имело данное сражение, а также влияние данного события на дальнейший ход русской истории.
А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.
1.Русь и Орда накануне Куликовской битвы
Отрывок из летописи:
«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».
Отрывок из монгольской песни:
- Вспомним, вспомним степи монгольские —
Голубой Керулен, Золотой Онон!
Сколько, сколько монгольским войском
Втоптано в пыль непокорных племен!..
Мы бросим народам грозу и пламя,
Несущие смерть
Пески сорока пустынь за нами
Кровью трусов обагрены…
Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни?
Что делать в этой ситуации русскому князю?
По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…
Звучит запись колокольного звона.
Собралось невиданное для того времени войско. В русской армии, по словам источников, были не только «князья русские», «воеводы», бояре, но «вся люди», «народ»,
Представьте себя русским князем. Что бы вы сказали своему народу, призывая его на бой с врагом.
2. Подготовка к сражению
Задание по таблице: Подготовка к сражению (распечатки на столах).
Переписать таблицу в тетрадь.
Подготовка к сражению.
Вопросы для сравнения
|
Орда
|
Москва
|
1.Цели | Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода. Разгром основных центров силы Русской земли. | Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода. Защита интересов православия |
2.Союзники | Литовский князь Ягайло, Рязанский князь Олег | Литовские князья Ольгердовичи, Русские князья |
3.Войско | Усиление конного войска нанятой генуэзкой («фряжской») пехотой | Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, набираемой из горожан, созыв> народного ополчения/ |
Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует?
По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух
Почему это происходит?
Откройте карту в атласе — с.19 (1).
20 августа 1380 г. — русское войско отправилось из г. Коломна в поход.
5 сентября — вышли к устью реки Непрядвы.
6 сентября — сбор военного совета, чтобы выработать план военных действий. Среди присутствующих князей и воевод мнения разделились:
- часть: перейти Дон и на южном берегу сразиться с противником;
- часть: оставаться на северном берегу Дона и ждать нападение врага.
Но окончательно решение было за князем Дмитрием.
Какое вы бы приняли решение и почему?
Дмитрий Донской сказал: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу».
Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения — Куликово поле. Посмотрите на карту (2) — почему именно это поле? В чем преимущество? С
По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность для конницы противника — 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).
Посмотрим, как этот выбор помог в ходе сражения.
3.Ход сражения
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. началась переправа главных сил. Пешие войска и обозы переходили через Дон по наведенным мостам, конница — вброд. После переправы князь Дмитрий приказал уничтожить мосты через Дон.
Почему?
Переправа через Дон имела не только моральное, но и огромное
Преподаватель объясняет расположение войск.
Почему Дмитрий Донской так построил войско?
И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского. Здесь был использован принцип «щита и меча» (посмотреть на рисунок).
Задание — после моего рассказа о ходе сражения вы должны мне сказать, что щит, а что меч.
Мамай не спешил вступать в сражение, даже начались приготовления к обеду. Ждал соединения с Ягайло.
Но в 11 часов русский Сторожевой полк, в котором находился князь Дмитрий, смял разведку и заставил отступить ордынский Сторожевой полк к основным силам
При сближении главных сил сторон произошел поединок русского воина Александра Пересвета с монгольским богатырем Челубеем (обратить внимание на репродукцию картины Литвинова «Поединок Пересвета с Челубеем). Воины разогнали коней и ударили в копья. Мощный одновременный удар — Челубей рухнул замертво головой к ордынскому войску, что было плохой приметой. Пересвет несколько мгновений держался в седле и также пал на землю, но головой к противнику. Так народная легенда предопределила исход битвы.
После поединка началась сеча. Князь Дмитрий переоделся в доспехи простого воина и лично принял участие в битве.
В течение
Враг обратился в бегство. Русские преследовали его на протяжении 50 км, до реки Красная Меча. За эту победу Дмитрий получил почетное прозвище Донской.
Что такое «принцип щита и меча»?
Итоги
- Полная победа русских войск.
- Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты Грига «Пер Гюнт»
(на фоне музыкального сопровождения преподаватель рассказывает об итогах битвы)
Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.
В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».
Представьте себя скульпторами, если бы перед Вами была поставлена задача, создать памятник на Куликовом поле, каким бы вы его сделали и почему?
Историческое значение
(учащиеся определяют самостоятельно)
- Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорило ее распад.
Поднялся авторитет Руси.
Победа способствовала росту и объединению русского государства.
Причины победы.
(учащиеся определяют самостоятельно)
-
Полководческое искусство Дмитрия Донского.
Патриотизм русских воинов.
Объединение части русских княжеств.
Вывод: Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья — защитников Русской земли.
Закрепление: Дмитрий Донской обрел широкую известность после Куликовской битвы, но причислен к лику святых только в 1988 г. Какова причина столь долгого раздумья церкви?
- 21008 просмотров