Методические рекомендации по работе над совершенствованием исполнительской техники гитариста
Файзурахманов Дмитрий Алимович преподаватель отделения «Духовых, ударных и эстрадных инструментов», стаж 10 лет. Преподаватель высшей квалификации 2 категория, Карагандинский колледж искусств им.Таттимбета. Республика Казахстан, Карагандинская область, город Караганда |
Техническая оснащенность гитариста — пальцевая беглость, свободная координация движений, умение выбрать и правильно применить рациональную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи и др. — приобретается путем тщательной систематической работой над различными видами инструктивного материала. Это работа над гаммами, упражнениями, основными техническими формулами, этюдами. Овладение ими способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Поэтому, изучение инструктивного материала необходимо рассматривать, как важную и неотъемлемую часть учебного процесса, но вместе с тем понимать его подчиненное значение, не преуменьшая и не преувеличивая его роли.
«Чисто техническая работа, если она протекает под контролем разума, трижды полезна и ценна: во-первых, она освобождает тело и голову для последующих ежедневных занятий над художественными произведениями, во-вторых, она должна сократить во времени этот процесс изучения музыкальных пьес путем ежедневного разучивания, повторения, шлифовки настойчивого усвоения большого числа наиболее употребительных музыкальных формул...; и, наконец, в третьих, игровому аппарату следует порой создавать столь трудные условия для совершенного технического выполнения, какие весьма редко встречаются в художественной литературе, для того, чтобы благодаря этой труднейшей работе исполнитель достиг бы высшего уровня мастерства» — говорил К. А. Мартиненсен. Изучение технического материала в связи с конкретными художественными требованиями имеет три функции: 1) подготовительную, 2) укрепляющую, 3) исправляющую.
Нельзя забывать, что реализация любой музыкально-технической задачи предполагает последовательность, состоящую из следующих этапов:
1) в первую очередь должна быть воспринята и оценена сама игровая ситуация и индивид, включенный в нее (другими словами музыкальное произведение и исполнитель, учитывающий свои технические возможности при овладении произведением или его элементом);
2) затем в соответствии с музыкально-художественной целью должна быть определенная двигательная задача;
3) необходимо еще определить, каким именно средством данный исполнитель сможет наиболее естественно и удобно для себя решить эту двигательную задачу.
- 6260 просмотров