Методические рекомендации «Причины возникновения ошибок в исполнительской практики гитариста. Анализ и способы устранения»
Кузнецова Надежда Анатольевна преподаватель по классу гитары первой категории высшего уровня « |

В данной работе проводится анализ и характер причин, ведущих к возникновению ошибок в исполнительской практике гитариста, а также методические рекомендации в их устранении.
Ошибки во время занятия на гитаре возникают довольно часто. В исполнительской практике учащихся эта проблема, одна из серьезных. Мнение, что чем больше учащийся занимается, тем ошибки исчезнут сами собой, все чаще не находит подтверждения. В данной работе будет рассмотрен этот вопрос, касающийся учащихся, которые занимаются на гитаре добросовестно и систематически.
Давайте сначала рассмотрим механизм возникновения ошибки: допустим, что совершается действие, одновременно с которым по
Случайными и неслучайными ошибки различают по количеству их повторений. Случайные ошибки происходят редко и не заучиваются, не представляя для музыканта никакой опасности. Примером может служить случай, когда исполнитель не допуская ошибки, много раз блестяще исполнял пьесу, а проигрывая очередной раз сорвался палец левой руки с грифа, ошибка была очевидна. Так как этот участок произведения далее повторялся неоднократно и больше ни одной ошибки не было, с полной уверенностью можно утверждать, что это случайность.
Ошибки не случайные, могут быть совершенно разного характера и их можно классифицировать следующим образом:
1) Ошибки физического характера.
2) Ошибки психофизического характера.
3) Ошибки мыслительного характера.
4) Ошибки, возникающие по причине нарушения логики движений.
Ошибки физического характера возникают
Ошибки психофизического характера являются несколько схожими с рассмотренными выше ошибочными действиями и возникают в следствии усталости, волнения, рассеянности
Также ошибки физического характера могут возникать например,
Ошибки мыслительного характера возникают
Наиболее опасны ошибки, возникающие по причине нарушения логики движений. Это происходит при неправильном мышлении или его отсутствии, что и приводит к сбоям механической системы. Конечный результат такой ошибки похож на ошибку физического характера, но только несовершенство игрового аппарата здесь не причем, а является следствием неправильной логики движений.
Существуют общие правила, следуя которым, можно предотвратить множество ошибок различного характера при работе над музыкальным произведением:
1) Рациональная техника игры и правильная система занятий заметно уменьшают количество возникающих ошибок.
Правая рука. Гитаристу начального уровня следует скрупулезно и правильно изучить, осмыслить и освоить основные приемы звукоизвлечения — «апояндо» и «тирандо», а также знать, в каком случае их следует использовать. Причем необходимо стараться извлекать звук последней фалангой пальца или, в крайнем случае, задействовать средний сустав пальца. Особого внимания требует прием «апояндо». Одной из причин отставания нашей гитарной школы то, что этим приемом не владели на должном уровне долгие годы.
Левая рука. Необходимо разобраться с правилами переходов из одной позиции в другую. Их два через открытую струну и через палец находящийся в стадии перехода. Переходы в обоих случаях выполняются плавно без рывков, причем смотреть (для тех, кто смотрит на гриф) следует не на палец левой руки, а на тот порожек, до которого делается переход.
2) Логика движений. Обязательно готовить пальцы обеих рук к группе нот. В левой руке ставить пальцы на струны в очередности их исполнения правой рукой. В «non legato» правильнее сначала ставить следующий палец, а затем снимать предыдущий, а не наоборот. В нисходящем легато лучше ставить все участвующие пальцы одновременно.
3) Запас игрового аппарата. Играть следует не на пределе возможностей, а с запасом по скорости и громкости. При любом уровне техники должен быть запас, иначе неизбежны сбои.
4) Метод занятий. Чтобы достичь вполне совершенного знания музыкального произведения и уметь его играть с любого места, нужно, прежде всего, разобраться в структуре музыкального материала и разделить его на части, на периоды, предложения, фразы, мотивы. Если позволяют теоретические знания, следует сделать гармонический анализ. Так как уменьшение объема информации уменьшает вероятность появления ошибки, то необходимо определить составляющие части для работы. Объем одной составляющей части обычно варьируется от одного мотива до фразы. Далее выучиваются составляющие отдельно друг от друга в нескольких различных темпах и в разной динамике, даже если эти случаи никогда не будут использоваться в концертной деятельности. Это необходимо, потому что один единственный выученный вариант ограничивает возможности исполнителя. Каждое происходящее действие должно обязательно контролироваться. Затем ранее выученные составляющие связывают между собой. Этот этап особенно важен в работе, поскольку если на него не обращать внимания, то будут постоянно происходить остановки, и произведение развалится по форме. После тщательного проведения описанной подготовительной работы можно играть произведение целиком. При этом следует всегда опережать события хотя бы на одну составляющую. Чтобы со временем не заиграть пьесу, необходимо поддерживать каждую составляющую в полном порядке. При занятиях на это следует обратить особое внимание, поэтому очень важна дисциплина занятий — чем, сколько и как заниматься каждый день. При таком методе поставленную задачу решить не сложно.
Конечно, лучше всего не допускать ошибок. Но если они случаются, а это, к сожалению, в процессе обучения неизбежно, то необходимо учиться их анализировать и грамотно исправлять.
Используемая методическая литература:
1. В. Борисевич «Вопросы исполнительства на гитаре» М. 2005 г.
2.
3.
4.
5.
- 6448 просмотров