9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Музыкальное представление «Дивы дивные, чуды чудные или новая сказка о чудесной ягоде»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Веревкина Ольга Ивановна — музыкальный руководитель, высшее образование, высшая категория. ГККП я/сад «Малыш» г. Петропавловск

Веревкина Ольга Ивановна

«Театр должен просвещать ум.
Он должен наполнять светом наш мозг...»
Ромен Роллан

Театр — одно из ярких средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания умение перейти к творческому самовыражению. Несомненно, что приобщения дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть эту заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей — это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять, верить — значит можно творить, фантазировать, воображать. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств (обучением вербальным и невербальным видам обучения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Музыкально-театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное и эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу. Задачами музыкально-театрализованной деятельности детей являются:

• воспитание и развитие чувства любви, доброты, воли, трудолюбия, терпения, радостного восприятия жизни;
• воспитание эстетического вкуса, внутренней и внешней культуры, самодисциплины;
приобретение знаний об общечеловеческих ценностях;
• усвоение знаний, умений, навыков через музыкально-ритмические движения, композиции, танцевальные номера;
• развитие психофизических качеств (координация движения, постановка корпуса, развитие памяти, внимания, воображения) средствами музыкально-ритмической пластики и сюжетных танцев;
• развитие эмоциональности (умение выражать в мимике и пантомиме основные эмоции, сопровождающие духовно-нравственные качества личности).

Ән — күй қойылымы «Ғажап ғажайыптар, керемет кереметтер немесе керемет жидек туралы жаңа ертегі»

Звучит музыка спокойного характера.

Голос:
Туған жерім оттай ыстық мекенім,
Нұр жайнаған өз елім.
Туған жерде өскен қандай бақытты,
Туған жерде сүрем өмір шаттығын.
Как прекрасен край родной,
Необычный он, большой.
Много гор, степей и рек
Здесь счастлив каждый человек!

Казахский танец «Отан»

Голос: В сказочном царстве, в степном государстве жил бедный старик. Было у него шестеро сыновей — удалых батыров. Старец пас овец, а сыновья мерялись силою да ловкостью.

Казахский танец батыров.

Голос: Совсем стал стар старик, и вот однажды, собрал он своих сыновей и дал наказ: каждому найти верную дорогу в жизни. И отправились братья по белу свету в поисках доли своей, и пришли к самому краю степного государства, где царствовали прекрасные Пери.

Танец восточных красавиц

Голос: Старшие братья нашли свое счастье в царстве прекрасных Пери, и лишь один, самый младший Амир- смел батыр продолжил путь.

Амир:
Мен алыс сапарға шығамын,
Жақсы жолдан айнымай.
Мен мүмкін өз тағдырымды,
Алыс жақтан табамын.
Я пойду в далекий путь
С дороги доброй не свернуть.
Может быть. свою судьбу
В дальней стороне найду!

(Уходит, занавес открывается. На переднем плане лес, ягоды, грибы на раздвижной ширм. Появляется Настя-краса- длинная коса с корзиной в руках под спокойную музыку)

Настя:
Хорошо в жаркий полдень
Оказаться в тенистом лесу.
И увидеть всю прелесть его, всю красу,
Что с собой я в душе унесу.
Красноватые сосны,
И зеленые елки изгибают
Колючие ветки свои...
(выбегают ягоды)
Вот малина манит,
И в корзинку глядит
Ароматом завлекает,
Соком алым истекает...

Танец «Малинки»

Появляется Амир-смел батыр

Амир:
Здравствуй, девица—краса,
Васильковые глаза
На тебе душа-девица
Я готов, хоть сейчас жениться.

Настя:
Хочешь ты на мне жениться?
Но жена не рукавица.
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь

(Баба-яга, подглядывая)
Что такое? Я гляжу!
Должных слов не нахожу!
Появился наш батыр.
Ну а Настя, как упырь,
Ухватилась за него,
Ох ты, горюшко мое!
Я ж красившее и.. моложе,
Упускать его негоже.
Нужно Настьку мне убрать...
Так, с чего же мне начать?...
Дам ей яблочко откушать!
Нету мочи это слушать!

Казахский танец «С яблоками» (корзина с яблоками остается Настя, увидев яблоки, радуется).

Настя:
Ух ты, яблочки лесные,
Да красивые какие,
Угощусь одним, пожалуй.
Ну вот этим... С щечкой алой

(Кусает яблоко, звучит музыка. Перевоплощение — Настя из улыбчивой, доброй и скромной становится надменной и капризной. Достает зеркало и любуется собой. Амир удивлен)

Амир: Что с тобой? Душа моя...

(Настя, не обращая внимания, восхищается собой)

Настя: Неужели — это я? Л, Ореаль! Ведь я этого достойна!!

Амир: Не понял....

Настя: Сделай паузу, скушай «Твикс»! (топает ножкой)

Амир: Настя, Настенька, послушай...

Настя:
Только Комет!
Вымой уши...

Баба-Яга:
Что ты слушаешь ее?
Ох ты, горюшко мое!
Я красивше и нарядней,
Я умней и ненаглядней!
Лучше ты на мне женись,
А от Настьки, отвернись!

Амир:
Не нужна ты мне, старуха,
От тебя одна проруха!
Как же Настеньку вернуть?
Укажи мне верный путь!

Баба-Яга:
Чтоб была она как прежде?
Доброй, ласковой и нежной?
Поищи снадобье, милый,
Чтобы было... ого! Силой!
Ты ступай лесной тропой
Только громче песню пой!
И тропинка доведет...
Ну, а Настька подождет!

Голос: (И пустился наш батыр неведома куда, в поисках снадобья. Шел он тропами лесными, по чащам дремучим, продирался сквозь кусты колючие. И вышел к голубому озеру).

Выплывает лебедь в лучах лунного света.

Амир:
Здравствуй, девица-царица!
Чудо-лебедь! Чудо птица!
Подскажи-ка, как мне быть?
Где снадобье раздобыть?
Чтоб мне Настеньку вернуть
Я проделал долгий путь.
Дальше мне куда идти?

Лебедь:
Солнце, солнышко, свети
Лучик света протяни.
Про мечты заветные
Всем нам расскажи!

Песня на казахском языке «Мечты»

Лебедь:
Ты шагай за солнцем следом,
Доберешься пред обедом
До прекрасной Айсулу.
Поможет горю твоему.
Лечит порчу, целлюлит
И Настену исцелит!

Голос: (И отправился дальше Амиир — свет батыр, лучик солнца тропу показывает, птицы трелями ведут вперед, зверюшки подарками одаривают).

Танец «Белка с орешками»

Белка: (подносит орех)
Знаем про беду твою.
Вот тебе орех дарю.
Этот золотой орех
Принесет тебе успех!
Отправляйся в путь дорогу,
К долгожданному порогу.

Амир:
Куда же путь теперь держать?
Где ответ теперь искать?

Танец «Разноцветная игра»

Дети: Мы тебе поможем -
Вмиг дорожку сложим.
Ты ступай по ней смелей.
С нами будет веселей!

(Амир по тропинке удаляется со сцены вместе с детьми. Выходит Баба-Яга — больная, разбитая)

Баба-Яга:
Тошно-тошненько старушке,
Ни подружки, ни кино.
Курьи ноженьки избушки
Износилися давно.
У самой радикулит.
Тут болит... и там болит.
Ух, не захотел на мне жениться!

(Грозит)

Да чтоб тебе здесь провалиться!

(Появляются цыганки, танцуют)

«Цыганский танец»

1-я: Можно, милая спросить?

Баба-Яга: Ну спросите, так и быть!

2-ая.
Дай ладошку, погадаю!
И судьбу твою узнаю...
Так... зовут тебя Яга
Костяна твоя нога,
У тебя избушка есть.
Лет тебе не перечесть!

Баба-Яга: (возмущенно) Ну, ну, ну, я молодая!

3-ая:
Загляну в твои глаза я
Вижу, время не теряла,
Одну девицу околдовала.
Выйти замуж хочешь! Так?
Говорит руки расклад.

Баба-Яга:
Вот, что девки я скажу,
Я влюбленных развожу!
Обмануть и заморочить,
Подмогнуть я вас прошу.
А за это, между прочим
По-яговски награжу.
Как прибудет молодец,
Что готовый по венец,
Так отправьте его к змею,
Чтоб пришел ему конец!

(хохочут, одеваются маски)

Песня «Бабки-ежки» — исполняют цыганки, появляется Амир, они его окружают.

Цыганки-ежки: (вместе)
Обойди хоть целый свет,
Нас в округе краше нет.

Цыганки-ежки:
1. Хочешь меду для души?
Я тебе, мил друг, сыграю,
А ты, сядь, и не спеши.
(играет на импровизированном ф-но)

Амир:
Мне сидеть совсем негоже,
Тороплюсь я для пригожей
Чудо-зелие достать...

2-ая
Ах, умей и обождать!
Посмотри как много разных
У нас девиц распрекрасных.

Песня «Маков цвет»

Амир:
Красота вся на виду,
Но остаться не могу.
Вы, красавицы, скажите,
Да всю правду доложите.
Долго ль мне Айслу искать?

1. Да... Не очень...

2. Как... сказать...

Айсулу уж недалеко.

3. Прям иди...
Тут неглубоко.

1. Как на берег тот взойдешь,
Тут и Айсулу найдешь!
(хихикают, убегают)

Амир:
Что за чудо вижу я?
Ягуся тешится моя!
Но вперед пора идти
Нужно Айсулу найти!

Голос: Долгим сказался путь для Амира-смела батыра. Твердая почва топью оказывалась, крепкие деревья трухой осыпались, ягоды в уголь рассыпались, а грибы — в поганки да мухоморы превращались.

Танец «Мухоморов» Звучит зловещая музыка — тема Змея. Из-за ширмы показывается трехглавое чудище.

Змей:
Откуда молодецким духом запахло?
Кто посмел нарушить мой покой?
Ух, поджарю!

Амир:
Хватит тебе чудище меня страшить,
Солнце красное закрывать,
Людей, зверей в страхе держать.
Выходи на честной бой!
Силою померяться!

Змей:

Да я тебя одной головой прижму,
Второй зажарю,
А третьей съем!

Амир: Не бывать этому, чудище поганое!
Батыром я зовусь недаром —
Семерых одним ударом!

(Бьется с драконом. Головы под ударами падают. Музыка сменяется — полный свет)

Голос: И выглянуло солнце красное, и рассеяло мрак, и перед глазами Батыра предстала мудрая Айсулу (у центральной стены сидит Айсулу в окружении зверей)

Амир: Сәлеметсің бе Айсұлу!

Айсулу: Сәлеметсің бе! Сен неге қайғырасың? Маған не үшін келдің?

Амир: Маған бойжеткен үшін дәрі-дәрмектер керек.

Айсулу: Жақсы! Мен саған көмектесемін.

Айсулу:
Я сажу цветы и травы
Среди шумные дубравы,
Помогаю людям я
Так велела Мать-Земля.
Излечу твою невесту...
Вот послушай, нашу песню!

Песня «Снеженика»

1. Что такое снеженика? — 3 раза (поют звери)
Я ответить вам могу. (отвечает Айсулу)
Это ягода такая — 3 раза
Что искрится на снегу.
2.Снеженика поспевает — 3 раза
Белоснежною зимой
И ее всегда находит — 3 раза
Тот, кто добр и чист душой
3. У нее такой лучистый — 3 раза
Серебристый белый цвет
И для девицы прекрасной — 3 раза
Ничего нужнее нет!
Отдают эту ягоду Амиру

Амир:
Вот спасибо, Айсулу!
Это то, что надо.
И простой земной поклон
Для тебя — награда!
А мне вернуться надо в срок,
Ведь путь не близок, не далек.
С чудесной ягодой помчусь,
До Насти быстро доберусь!

(Уходит)

Звери: (по очереди)
Так устроен мир земной -
Всем дано паре:
Зайчику — зайчиха,
Ежику — ежиха,
Голубь — голубице,
Молодцу — девица!

Танец «Сударушка»

Дети: (по очереди)

1. Ягоды чудесной сила
Всем, всем, всем нужна!
2.Ягоды чудесной сила
Всем, всем, всем важна!
3.Драчуны не станут драться,
Друг на друга задираться
4.Плаксы плакать перестанут,
Слезы утирать устанут.
5.Жадные делиться будут
И про жадность позабудут!
6. Все ленивые проснутся
И трудом скорей займутся.
7.Ну а злюки — подобреют.
Все глупышки — поумнеют!
8. Рухнут чары затаенные,
Снова встретятся влюбленные.

Входят Настя и Амир, звучит музыка и текст в записи.

Амир угощает Настю ягодой, Настя становится как прежде доброй и улыбчивой.

Настя:
Любви вам всем большой к себе.
К родным, друзьям и близким.
Ко всем живущим на Земле,
К своей родной Отчизне!
И как бы ни было на жизненном пути,
Добра победа будет скорой!
Надежда, вера и любовь
Всегда и всем будет опорой!

Финальная песня. (На вступление идет угощение гостей ягодой «Снеженикой»)

Песня: 1 куплет
Окончен бал, сказок карнавал,
Но не гаснут на сцене огни,
Здесь дивный свет, здесь недругов нет
И друг к другу стремятся лучи.

Припев: Только лишь любовь и красота,
Любовь и красота
Надежда, вера, доброта
Надежда, доброта
Людям так нужны всегда,
Пока распахнуты сердца
Дарят миру волшебный свет.

2 куплет: Бывают дни — сплошные дожди,
И ты просишь у солнца добра.
Тепло сердец согреет в ночи,
Так было и будет всегда!

Припев: (тот же)

Аплодисменты!!!