«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Утебаева Жания Конисбаевна, учитель русского языка и литературы Пригородная средняя школа г. Актобе |
Урок литературы в 10 классе с казахским языком изучения.
Тема: «Мысль народная» в романе
Цели:
- учить понимать нравственную проблему произведения;
- развивать монологическую речь учащихся, воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Форма: нестандартная, урок-презентация.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, выставка книг
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка сценки (диалога) из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино»
— Скажи — ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
II. Переход к теме урока. Вступительное слово учителя
— Сегодня мы с вами проведем необычный урок, урок — презентацию. Тема урока: «Мысль народная» в романе
Чтобы раскрыть тему урока, достичь поставленных целей урока вы разделились на три группы, подготовили в форме проектов свои выступления и будете работать в трех направлениях:
1 группа Тема: Истоки Отечественной войны 1812 года — духовное единение народа и Родины.
2 группа Тема: Отечественных войн было две. Война 1941 года — одна из страшных человеческих трагедий
3 группа Тема: Народ — носитель нравственных ценностей.
2. Выступают учащиеся
Выступает ученица с проектом «Москва, спаленная пожаром».
Показ слайдов. Работа с учебником. Чтение отрывка из романа «Война и мир» (том 3, часть 2, глава 39 страницы 300–301).
Ответы на вопросы:
- Почему неизбежна гибель наполеоновской армии?
- Какую победу одержали русские в этом сражении?
III. Слово учителя
— Наполеоновское нашествие всколыхнуло не только всю Россию от центра до самых отдаленных окраин, поставило народы страны перед опасностью иноземного порабощения. По словам
Выступает ученица с проектом «Участие казахов в войне 1812 года».
Работа с учебником. Беседа по содержанию текста.
— Ребята, откройте учебник на странице 303, прочитайте текст о значении творчества
— Согласны ли вы с мнением Абдижамиля Нурпеисова?
IV. Слово учителя
В истории человечества Отечественных войн было две.
Послушайте песню и скажите о какой войне идет речь. Звучит песня «Священная война» на слова В.Лебедева — Кумача, музыку А.Александрова Давайте выясним, что же связывает их.
Выступают учащиеся
Выступает ученица с проектом «Война 1941 года — одна из страшных человеческих трагедий»
Обсуждение вопросов:
- Как вы думаете, что связывает эти две войны?
- Что вы знаете о войне 1941-1945 годов?
Слово учителя
— Самое главное на войне — любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели. Поэтому именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты каждого человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.
V. Выступает ученица с проектом «Дивизии из Казахстана, воевавшие на фронтах ВОв» Показ слайдов
Слово учителя.
Ребята, в годы войны наши деды и отцы, жители Актюбинской области не остались в стороне.
Расскажите, как откликнулись они, узнав о вероломном нападении фашистской армии?
Выступает ученица с проектом «312 стрелковая дивизия, сформированная в Актюбинской области».
Слово учителя.
– «Война — это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» — говорил Л.Н.Толстой Я думаю, что с мнением великого писателя нельзя не согласиться.
– Скажите, ребята, как вы думаете, в чем выражается чувство патриотизма у современного казахстанца, живущего под мирным небом?
VI. Выступает ученик с проектом «Что означает казахстанский патриотизм». Ученица читает стихотворение М. Шаханова «Четыре матери»
VII. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мои размышления о романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
VIII. Аннотация выставленных книг. Рефлексия.
– Расскажите, что нового для себя вы узнали на уроке?
– Как вы оцениваете урок, как работал класс?
10 класс
Тест по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
1. В какую историческую эпоху развивается действие романа
А) эпоха Екатерины II
В) времена правления Николая II
С) эпоха Александра I
Д) эпоха АлександраII
2. С какого эпизода начинается действие романа
А) с описания войны
В) с описания вечера у
С) с характеристики семьи Ростовых
Д) с описания Петербурга.
3. Какое из перечисленных произведений не написано
А) «Воскресение»
В) «Севастопольские рассказы»
С) «Мои университеты»
Д) «Юность»
4. Какой общей идее, по утверждению
А) «мысли семейной»
В) историческому событию
С) «мысли народной»
Д) у
5. Кто из перечисленных героев романа
А) Борис Друбецкой
В) капитан Тушин
С) Тихон Щербатый
Д) Андрей Болконский
6. Назвать кульминацию романа.
А) Первый бал Наташи Ростовой
В) Отечественная война 1812 года
С) Совет в Филях
Д) Смерть князя Андрея
7. Какую позицию занимает в романе автор?
А) участник событий
В) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
С) бесстрастный наблюдатель
Д) рассказывает о себе
8. Укажите годы жизни
А) 1801–1899
В) 1828–1910
С) 1821–1864
Д) 1832–1912
9. В ком
А) царь
В) военачальники
С) народ
Д) высшее чиновничество
10. Завершите фразу
А) великих поступков
В) самолюбия
С) стремления к славе
Д) простоты, добра и правды
Баллы | Оценки |
9 — 10 | «5» |
7 — 8 | «4» |
4 — 6 | «3» |
1 — 3 | «2» |
- 19773 просмотра