«Национально — освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы 1837-1847 гг.»
Тихонова Лариса Викторовна учитель истории, обществознания, основ религиоведения, категория – высшая, стаж – 26 лет КГУ «Средняя школа № 10 имени Н. К. Крупской», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск |
Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний
Цели урока:
1. образовательная — повторить, закрепить знания, полученные после изучения II раздела учебника («Казахстан в XIX в.»);
2. развивающая — развитие учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой компетенций;
3. воспитательная — развитие чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Методы урока: репродуктивно-поисковый метод, частично поисковый, творческая деятельность учащихся, беседы, дискуссии, практическая работа учащихся, краткие сообщения учащихся
Формы урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Оборудование: презентация хода урока, карточки с заданиями для групп
Класс разбит на 4 (5) групп по 4-5 человек в каждой.
В каждой группе есть лидер, координирующий работу группы.
План урока:
1. «Историческая разминка»
2. «Загадки истории»
3. «Мозаика»
4. «Снежный ком»
5. «Пойми меня»
Ход урока:
I. Оргмомент (слово учителя, разъяснение учащимся работы на уроке, представление групп, критерии оценок за урок)
II. Ход урока:
1 конкурс «Разминка»
Каждой группе выдается карта с историческими терминами (их 4). Термины распределяются в группе (лидер). Через 1 мин. группы отвечают.
1 группа: бий, Наурызбай, мерген, манапы
2 группа: батыр, Бопай, есаул, зякет
3 группа: хан, Долгов, ушур, жузбасы
4 группа: шаруа, Кенесары, ясак, Майтобе
2 конкурс «Загадки истории»
Каждой группы выдается исторический текст с вопросами. Задача группы: прочитать текст и угадать событие, ответив на вопросы. Время на задание — 1 мин.
1 задание:
«Продолжительная война с Кенесары отвлекала значительные силы и средства царского правительства. Поэтому с Кенесары решили договориться, и склонить его к подчинению России. С этой целью в ставку к хану было дважды...»
Вопросы: 1. О каком событии идет речь?
2. Указать время события
3. Указать участников события
2 задание:
«Ситуация заметно ухудшилась после ухода из стана повстанцев отрядов султана Рустема и влиятельного бия Старшего жуза Сыпатая, когда обнажились фланги. В этой местности в последней неравной битве Кенесары с 30 султанами и горсткой своих воинов попал в плен».
Вопросы: 1. О каком событии идет речь?
2. Указать время события
3. Указать местность
3 задание:
«Создание этого государственного образования вызвало у царского правительства серьезные опасения. В этом государстве был Совет, доверенные лица — есаулы, упорядочен сбор налогов. Также была регулярная армия из 20 тыс. человек».
Вопросы: 1 О каком событии идет речь?
2. Указать время события.
3. Кто был главой государства?
4 задание:
«... вообще, он имел великий дар привязывать к себе людей так, что в его шайках сражались не одни киргизы, но разный сброд, и даже несколько русских беглых. Сам же он был храбр донельзя»
Вопросы: 1. О ком писал российский исследователь Л. Мейер?
2. С каким историческим событием связана эта личность?
3. Указать время события
3 конкурс «Мозаика»
Каждой группе выдается лист с терминами. Задача группы — через 1 мин. доказать, что и почему лишнее в данной мозаике.
1 задание: Абулхаир, Наурызбай, мергены, манапы, Старший жуз
2 задание: Кенесары, Герн, барымта, тархан, Омск
3 задание: Коканд, ушур, жузбасы, Павел I, жырау
4 задание: Абылай, ясак, Майтобе, зякет, мынбасы
4 конкурс «Снежный ком»
Каждая группа выполняет задание.
Тема конкурса — «Исторический портрет Кенесары»
Время на выполнение — 3 мин.
Использовать: ватман, маркеры, схемы, таблицы, рисунки.
5 конкурс «Пойми меня»
Используя искусство пантомимы, фантазию, смекалку и находчивость, нужно объяснить своей группе исторический термин, не называя его. Каждой группе дается по 3 термина и 3 попытки. Задание выполняется одним представителем от группы.
Термины:— разведчик, тыл, фронт, кочевники, барымта, хан, налог, земледелие, крепость, батыр, восстание, ханский совет
Подведение итогов.
Список используемой литературы:
1. З. Е. Кабульдинов, А. Т. Кайыпбаева, «История Казахстана (XVIII — 1914 г.)», учебник для 8 класса общеобразовательных школ. Алматы, Атамура, 2016, §§ 20 — 21
- 13516 просмотров