Нерудные полезные ископаемые Казахстана
Безгина Татьяна Александровна учитель географии и биологии высшей категории КГУ Дубровинская средняя школа имени С. Г. Гуденко Северо-Казахстанская область Мамлютский район с. Дубровное |
Цель: Сформировать понятия о полезных ископаемых нерудного происхождения
Задачи:
1 Познакомить учащихся с полезными ископаемыми нерудного происхождения, их применением, способами добычи
2 Развивать познавательную активность учащихся, умения работать с картами атласа, раздаточным материалом.
3 Развивать речь учащихся, логическое мышление, сравнивать, делать выводы
Психологический настрой
Элювий — это всё, что от гряды
Останется — потугами воды,
Мороз, солнце, ветер — что тайком
Рассыпалось и стало лишь песком
(коль это был песчаник иль кварцит)
Теперь он пустынею лежит,
И сверху кое-где осколков слой
Да щебень. А звалось оно — горой.
Но сланец, и гранит, и известняк
Ведут себя, рассыпавшись, не так
В суглинок превращается гранит,
Песчаной глиной вязкою лежит
А известняк и сланец — прямиком
В обычной глины обернется ком
Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Составьте схему полезных ископаемых. (на доске в разброс расположены карточки, учащиеся располагают их в правильной последовательности ): нефть, песок, рудные, мрамор, железо, полезные ископаемые, газ, нерудные, золото, горючие.
— Проверьте правильность выполнения работы. (слайд 3)
Полезные ископаемые
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
— Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
Этот мастер белый — белый
В школе не лежит без дела
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
А каком полезном ископаемом шла речь в этом четверостишие? К какой группе полезных ископаемых вы его отнесете?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.....
Правильно... Речь сегодня на уроке пойдет о нерудных полезных ископаемых
Новая тема урока
Рассмотрите коллекцию нерудных полезных ископаемых, хорошо вам знакомых: песок, глина, мел, соль.
Попробуйте дать определения: нерудные полезные ископаемые это...
Нерудные полезные ископаемые — неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырье.
По ходу объяснения учителя, ученики работают с коллекцией минералов, находят месторождения на карте в атласе и заполняют рабочий лист
Нерудные полезные ископаемые
Асбест (слайд 5-7)
Самые крупные месторождения асбестовых руд находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы находятся на месторождениях Богетскай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.
Фосфориты (слайд 8-9)
Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов. По качеству и мощности они не имеют равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.
Соль (слайд 10-11)
В Казахстане имеются огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов превышает 2 км. Кроме того во многих районах соленых озёр образуется самосадочная соль.
Известняк (слайд 12-13)
Бешкудукское месторождение известняка-ракушечника расположено на землях Агашского района Южно-Казахстанской области
Мергель (слайд 14-15)
Месторождение СЫР-ИЛЕКСКОЕ (Сарыилекское) — Байганинский район Актюбинской области
Мел (слайд 16-17)
Самый крупный пояс запасов мела проходит из Азии (Сирия и Ливия), через Грузию, Западный Казахстан, Россию, Украину, Польшу вплоть до Великобритании.
Мрамор (слайд 18-19)
Мрамор в Казахстане можно встретить в юго-восточной и восточной части этой среднеазиатской страны. Наиболее крупные месторождения мрамора в Казахстане — Таскольское, Каратауское, Насынкольское, Акбастау-Кызылсайское, Тешиктасское.
Гипс (слайд 20-21)
Открыто и освоено месторождение гипса Майозек, где сейчас идет добыча гипса для цементного завода «Central Asia Cement».
Глина (слайд 22-23)
Березовское — светложгущихся огнеупорных глин. Кокчетавский массив
Кварцевый песок (слайд 24-25)
В настоящее время добыча песка производится на базе кварцевых песков Айсаринского месторождения, Северо-Казахстанской области (ж/д станция Даут), с запасами кварцевого песка около 14 млн. тонн.
После знакомства с нерудными полезными ископаемыми выполняют задание.
Работа с текстом учебника: стр. 80 абзац 4 со слов: «Полезные ископаемые имеют....» Задание: Выпишите ключевые предложения характеризующие способы залегания полезных ископаемых и особенности их использования.
Проверь. (слайд 28-29)
Тест «Полезные ископаемые» (слайд 30-32)
Ответы на тест:1с 2б 3с 4б 5с 6с 7б 8с 9с 10с 11б 12с
Рефлексия Лесенка успеха (слайд 33) на рабочем листе, на фигуре человечка поставь галочку соответствующею твоей ступеньки успеха на уроке.
Домашнее задание (слайд 34)
Фамилия, имя ученика: _____________________
Рабочий лист по тема: «Нерудные полезные ископаемые ».
1. Нерудные полезные ископаемые это —
2. Асбест
Где используют?_____________________________________________________________
Где добывают? — _____________________________________________________________
3. Фосфориты
Где используют ____________________________________________________________
Где добывают? — ____________________________________________________________
4. Соли
Использование: ______________________________________________________________
Где добывают? ______________________________________________________________
5. Строительные материалы это ________________________________________________
6. Известняк.
Использование: _________________________________________________________
Где добывают? _____________________________________________________________
7. Мергель
Использование: ____________________________________________________________
Где добывают ____________________________________________________________
8. Мел
Использование: ____________________________________________________________
Где добывают? _____________________________________________________________
9. Мрамор
Добывают _________________________________________________________________
Использование: ____________________________________________________________
10. Гипс
добывают _________________________________________________________________
Использование: ____________________________________________________________
11. Глина
добывают _________________________________________________________________
Использование: ____________________________________________________________
12. Кварцевый песок
добывают_________________________________________________________________
Использование: ____________________________________________________________
Работа с текстом учебника: стр. 80 абзац 4 со слов: «Полезные ископаемые имеют....» Задание: Выпишите ключевые предложения характеризующие способы залегания полезных ископаемых и особенности их использования.
Тест «Нерудные полезные ископаемые»
Рефлексия
- 29768 просмотров