Нестандартный урок по русскому языку: «Имя существительное» (обобщающий урок)
Плотникова Инга Николаевна учитель начальных классов, Калугинская НСШ Мамлютский район СКО |
Класс: 4
Тип урока: закрепление изученных знаний.
Форма проведения: урок-путешествие
Цель урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи урока:
1. Обучающая — практическое применение полученных знаний на практике;
2. Развивающая — развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, внимание; обогащение словарного запаса;
3. Воспитывающая — любовь к родному языку;
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
— Дети, вам тепло? (Да!)
— В классе светло? (Да!)
— Прозвенел уже звонок? (Да!)
— Уже закончился урок? (Нет!)
— Только начался урок? (Да!)
— Хотите учиться? (Да!)
— Значит можно всем садиться!
Отправляемся путешествовать по островам на теплоходе…а как он называется? Это тема нашего урока (Имя существительное).
На доску вывешивается картинка с изображением теплохода.
— На протяжении пути вы будите вести бортовой журнал. (Оформление тетради. Соблюдение орфографического режима.)
Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.
— О какой части речи идет речь? Сформулируйте тему урока. (На теплоходе виднеется тема).
— Сформулируйте цель урока, учитывая тему и то, что с данным материалом мы уже знакомы.
— Чтобы нам отправиться в путешествие нужно провести грамматическую разминку.
На доске записаны слова:
библиотека
чтение
поэт
писатель
Ученики запоминают их в течение
Вопросы:
- Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (Поэт, писатель)
- К какому склонению относится предпоследнее слово? (
2-е склонение) - Употребите слово, предшествующее слову писатель в предложном падеже? (О поэте)
- Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда. (1 + 2 + 2 + 2 = 7)
- Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? (№ 2, № 3, № 4)
- Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)
- Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
- Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (10 + 8 = 18)
- Чем можно объединить все слова (Существительные)
Учитель. Все слова можно отнести к теме «книга», поэтому сегодня весь материал урока будет посвящен книге, чтению.
1 остров «Остров любознательных» Письмо по памяти
На доске записаны предложения, учитель открывает по одному предложению, дети записывают по памяти.
Не загибай страниц в книге и в тетради. (пользуются таблицами падежных окончаний)
Всем лучшим я обязан книге. (писатель М. Горький) — (самопроверка)
Учитель. О книге говорили многие писатели и поэты.
На доске:
Книга — хранилище знаний. (Б. Полевой)
Книга — наш учитель. (В. Маяковский)
Книги — наши лучшие друзья. (К. Паустовский)
Морфологический разбор слова.
Книга — сущ. (что?) предмет.
I. Н.Ф. — книга
II. нариц., неодуш., ж.р.,
III. И.п., ед.ч.
IV. Подлежащее
2 остров «Остров быстрых, смелых, ловких». Словарно-орфографическая работа
Орфографическое чтение словарных слов по цепочке.
Стратегия «Одиночное плавание под орфографическим парусом». Запись слов на парусах, определи род имен существительных.
Левый борт |
Правый борт |
В…лна ж.р |
Штурв…л м.р |
Пару… м.р |
г . р . зонт м.р |
М…ре ср.р |
Пл…ван…е ср.р |
Т..пл..ход м.р |
Шт…рм м.р |
бер . г м.р |
Поез…ка ж.р |
Самопроверка — обратная сторона доски.
Стратегия «Мозговая атака»
— К какой части речи относятся записанные слова?
— Что такое имя существительное? Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?
— Как узнать род имени существительного?
— Обозначьте род имён существительных. Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.
Физминутка. Инсценирование стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж»
3 остров «Остров родных слов». Склонения имен существительных
— Как изменяются имена существительные? (По падежам и числам.) Работа с карточками(выбрать слова, которые подходят к времени года — осень и просклоняй по падежам).
Листья, дождь, морозы, октябрь, месяц, листопад, осень, тропинки, иней, льды.
— Какого склонения бывают имена существительные? Работа с карточкой (распредели по склонениям)
|
1 скл |
2 скл |
3 скл |
1 |
ночь |
метель |
ёлка |
2 |
холод |
листопад |
иней |
3 |
сияние |
зима |
лёд |
4 |
мороз |
снег |
лист |
5 |
снежинка |
сугроб |
осень |
— Определите склонение выбранных вами существительных(относятся к осени). Приведите примеры имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
4 остров «Остров Падежей». Самостоятельная работа по определению падежей имён существительных в словосочетаниях
— Имена существительные изменяются по числам. А как ещё изменяются имена существительные? (По падежам.)
1 вариант
прыгала по веткам
запахло хвоей
посинеть от холода
украшали ветку
сыпался иней
заснул в норе
— Соедините точки и попутной волны!
Падеж |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Им.п. |
|
|
|
|
* |
|
Р.п. |
|
|
* |
|
|
|
Д.п. |
* |
|
|
|
|
|
В.п. |
|
|
|
* |
|
|
Тв.п. |
|
* |
|
|
|
|
Пр.п. |
|
|
|
|
|
* |
(Под музыку)
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки.
Вспомним, всё, что повторяли,
Без моей подсказки.
5 остров «Остров умелых рук»
Составление кластера (творческая работа) — защита
Возвращение из путешествия Подведение итога урока.
Тестирование учащихся по теме урока (карточка ученика).
Ученица_____________________________________________________________________________
1. Выбери и подчеркни правильный ответ:
Тип склонения существительных определяют:
А) по роду существительного;
Б) по окончанию существительного в начальной форме;
В) по роду существительного и его окончанию в начальной форме.
2. Определи тип склонения по его признакам:
Ж.р., нулевое окончание — ___________склонение.
Ж.р., м.р., -а, -я ____________склонение.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о, -
3. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля |
лень дедушка окно ружьё грач 2 склонение |
овца мышь ведро конь рожь 3 склонение |
4. Прочитай. Определи тип склонения существительных.
На сосне (___) весёлый дятел (___) белке (___) домик (___) конопатил.
И днём (____), и ночью (___) кот (__) учёный всё ходит по цепи (__) кругом.
5. Прочитай. Определи тип склонения существительных и падеж.
Без печали (____, ____), без тревоги (___, ___) спал медведь (___, __) в своей берлоге. Спал всю зиму (___, ___).
Рефлексия. Ставится смайлик!
Работал (а) на уроке:
а) отлично; б) хорошо; в) мог (ла) бы работать лучше.
Рецензия на разработку урока русского языка учителя начальных классов Плотниковой Инги Николаевны Калугинской НСШ Мамлютского района Северо-Казахстанской области
Учителем разработан урок — путешествие по островам (обобщение по теме «Имя существительное» в 4 классе. Целью является обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное». Учитель ставит перед собой задачи и решает их в течение всего урока: 1. Обучающая — практическое применение полученных знаний на практике; 2. Развивающая — развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, внимание; обогащение словарного запаса; 3. Воспитывающая — любовь к родному языку;
Оборудованием является карта маршрута путешествия, путевые заметки учащихся в бортовом журнале. Острова с названиями и карточки с заданиями. Урок интересный, а самое главное практический, форма проведения — нестандартный (путешествие). На этом уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания по теме. Урок насыщенный, все зависит от темпа учителя. В содержание урока входят: словарная работа (в виде стратегии «Одиночное плавание под орфографическим парусом»), задание на карточках, работа с учебником, по схема, таблицам. На уроке используются следующие методы работы:
по виду источников:
- словесные (беседа, объяснение, работа с учебником),
- наглядные (
таблички-подсказки ), карточки, кластер - практические (тренировочные упражнения по учебнику, по карточкам)
по виду деятельности: беседа, правила (как работать с таблицами подсказками), устные, письменные практические задания, самостоятельная работа, работа с учебником.
Формы обучения:
Средства обучения: учебник, демонстрационный материал,
Содержание, методы, формы, средства обучения выбраны в соответствии с целями.
Все этапы урока работают на главный — обобщение. Все взаимосвязаны.
Прослеживается межпредметная связь с литературой, математикой. Использование инновационных педагогических технологий (интерактив).
Такой урок может заинтересовать многих педагогов.
Директор школы: Г. Эйзенбраун
- 25882 просмотра