Формы работы с ребенком с особо образовательными потребностями в условиях обучения на дому (из опыта работы)
Бекенова Жанна Балтабаевна — учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе. Стаж — 15 лет. 1 категория. КГУ «Благовещенская средняя школа № 1» Жамбылский район Северо-Казахстанской области |
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане также этому вопросу уделяется большое внимание, так как количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений. А система образования должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в общеобразовательных школах.
Имеющаяся практика социализации детей с особо образовательными потребностями на данный момент в Казахстане недостаточно развита. Это ослабляет социальную позицию ребенка и усугубляет его неравный социальный статус. Общеобразовательные школы сегодня не готовы принять детей с ограниченными возможностями и «посадить» их в классы. Причин этому много, вот некоторые из них — нет необходимой материально-технической базы. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы пандусы, поручни вдоль стен, столы соответствующей высоты, доски на уровне глаз ребенка, передвигающегося в инвалидном кресле, возможность посетить библиотеку, актовый зал, туалет... Одним словом, необходима модернизация образовательной среды.
Также одной из причин является наличие кадров — необходимы в школах логопеды, дефектологи, сурдопедагоги и т. д. Одной из причин можно назвать и «готовность» учеников общеобразовательных школ принять детей с особо образовательными потребностями. Не исключается и проведение большой работы с родителями обеих категорий детей в формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Одной категории родителей нужно объяснить, что дети с особо образовательными потребностями — это обычные дети, имеющие право на общее среднее образование. Другую категорию родителей нужно убедить в большом положительном развивающем и воспитательном эффекте, который даст совместное обучение. Ведь обучение в общеобразовательной школе, среди сверстников, даст возможность ребенку с особо образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки. Общество не имеет право лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения со сверстниками.
Один из путей преодоления проблем — продвижение идеи инклюзивного образования, о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. В Казахстане инклюзивное образование только набирает обороты, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества.
Инклюзивное образование стремится к разработке подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Оно направлено на:
• вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
• адаптацию детей-инвалидов в современном обществе;
• создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
• умение превращать свои недостатки в достоинства; • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения. Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования, и при этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу [4, c.67].
Занимаясь с ребенком в условиях обучения на дому, стараюсь организовать занятия так, чтобы максимально приблизить к условиям общеобразовательной школы. Надо отметить, что в этом вопросе нахожу полную поддержку родителей. Методы, которые я использую в своей работе:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ (ноутбук)
3. Практические методы: устные и письменные упражнения.
Нужно хорошо владеть мастерством рассказа, чтобы обеспечить усвоение ребенком знаний в определенной системе, развивать их мышление, показать учащимся, как нужно умело пользоваться словом.
К. Д. Ушинский отмечал: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения». Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. Так, ребенку необходимо предложить посильные задания.
Обучая, воспитываем. Дети младшего возраста видят во взрослых защиту, опору, нуждаются в ласке, беспрерывном внимании и благодарят за все это искренней, трогательной детской любовью. Они избирают для подражания только то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них. Результатом этой работы является все положительное, что остается в обучающем ребенке. Поэтому воспитание поощрением — одна из форм воспитания умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Поощрение я часто применяю в своей работе, так как оно стимулирует ребенка, дает положительные результаты.
В перспективе, при правильной организации и реализации программы по внедрению инклюзивного образования в систему образования Республики Казахстан, даст положительные результаты для всех участников образовательного процесса.
Библиографический список:
1. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: зам. директора по УВР Кузгибекова Г. М., учитель начальных классов Кулешова Т. В. СОШ № 51 г. Караганды.31с.
2. Статья «Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы» автор: магистр педагогических наук АркГПИ имени Ы. Алтынсарина Есиргепова В. Ж.,г. Аркалык
3. Статья «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья» автор: Искра В. В.
4. Д. Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.
- 12389 просмотров