Развитие двигательной активности детей в режиме дня
Маметаева Нина Васильевна воспитатель, 1 категория, стаж 25 лет, детский сад №42 г. Талдыкорган, Алматинская область |
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок.
А чтобы ребёнок был здоров, он должен много и с удовольствием двигаться. Но потребность детей в движении не всегда реализуется на должном уровне. Ограничение их двигательной активности, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастными познавательными интересами, стремлением насытить мозг ребёнка всё возрастающим объёмом информации: компьютерные игры, просмотр телепередач и видео, часто без всяких ограничений со стороны взрослых. Даже, если родители занимаются с ребёнком дома, то предпочтение отдаётся настольным играм: мозайки, лото, пазлы, конструкторы. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок может только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статистикой. Всё это приводит к тому, что у ребёнка уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. А в результате развивается ожирение, формируются дефекты осанки.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, были выдвинуты несколько задач:
• увеличить двигательную активность;
• создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
• повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
• воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Следовательно, важнейшей задачей детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. А для этого необходима правильная организация двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.
Двигательный режим в детском саду складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, активный отдых, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, спортивные игры и развлечения, совместно — оздоровительная работа детского сада и семьи.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во вторую половину дня и во время прогулок.
Одним из двигательной активности детей в утренние отрезки времени как средство оздоровления и профилактики болезней является утренняя гимнастика. Обычно мы организуем ее в спортивном зале и на улице в любое время года. В зале мы проводим комплексы с использованием пособий (гимнастических палок, флажков, гантелей, кубиков, мячей и т. д.), что очень нравится детям. При выполнении упражнений следим за тем, чтобы дети правильно и в полном объёме выполняли наклоны, повороты, приседания, чтобы движения были координированы, правильно дышали, учились соизмерять с движениями вдох и выдох. При проведении утренней гимнастики на улице следим, чтобы одежда была лёгкой, не стесняющей движений, соответствовала погоде. В результате утренней гимнастики у детей пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.
В нашем детском саду оборудован физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием, где проходят учебные занятия по физической культуре. Занятия по физкультуре обеспечивают, развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка, удовлетворяют естественную потребность в движении, формируют двигательные умения и навыки, физические качества. Кроме этого, это возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них, это и условия для разностороннего развития детей, использование полученных навыков в жизни, поддержка и интерес к двигательной деятельности.
С целью снижения утомления и снятия статического напряжения на занятиях, мы проводим физкультурные минутки, длительность которых не превышает 23 минуты в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Часто сопровождаем текстовкой, связанной или не связанной с содержанием занятия и темы (пример).
Большая часть времени нахождения детей в детском саду отводится оздоровительным прогулкам насыщенным разнообразной, увлекательной деятельностью. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Движения предохраняют организм от переохлаждения. Тёплое время года наиболее приятно для развития движений. Ежедневно, структурной частью прогулки, мы отрабатываем основные физкультурные движения с детьми, которые они не смогли достаточно правильно освоить их в процессе занятия. Это навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, упражнений на равновесие и т. д. В естественных условиях мы закрепляем уже усвоенные основные движения в процессе подвижных игр.
Зимой на прогулке мы организуем катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Большие возможности для совершенствования движений заложены в играх как основному виду деятельности ребёнка дошкольного возраста, это и большие потребности растущего организма. Широко используем подвижные игры с текстом, так и без («Быстрый платок», «День и ночь», «Қара сиыр», «Ловишки с мячом», «Два Мороза», «Белбеу тастау» — ремешок...). Игровые действия детей повышают их двигательную активность, стимулируют память, развивают речь.
С целью снятия напряжения в мышцах, перед дневным сном провожу релаксационные упражнения «Воздушные шарики», «Спящий котенок», «Солнышко и тучка», «Солнечный зайчик» и д. р
Важной составляющей двигательной деятельности детей является гимнастика пробуждения после дневного сна. Её оздоровительными целями является постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна, поднятие мышечного и психического тонуса, создание хорошего настроения на вторую половину дня, закаливание организма и профилактика плоскостопия и нарушений осанки.
Упражнения выполнялись из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети вставали и выполняли упражнения возле кровати. Заканчивалась гимнастика ходьбой по дорожкам «Здоровья». Для выполнения поставленных задач использовали комплекс гимнастики после сна «Зайки», «Лягушки», «Жуки» и т. д. В комплекс входит: потягивание в постели с текстом, разминки в постели «Мы себя любим», «Ванька — встанька», «Насос», элементы самомассажа, упражнения «Мы лягушки — попрыгушки», «Веселые ножки», «Часики», ходьба по дорожкам "Здоровья«(коврик с пуговицами, массажные коврики, дорожка со следами, ребристая доска), подвижные игры «Бегите ко мне», «Найди свой домик» и т. д. Все эти мероприятия мы проводим в комплексе с воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами, которые направлены на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды.
Качественному улучшению самостоятельной двигательной активности детей, оборудовали в группе физкультурный уголок. Часть оборудования принесли родители: кольцебросы, мячи разных размеров, массажеры, кегли, скакалки и др. Но значительную часть уголка занимает нестандартное оборудование, которое мы изготовили вместе с родителями " дорожки здоровья" из пуговиц, крышек, коврики для массажа стоп, гантели из пластиковых бутылок, мешочки для метания с крупой и песком, разноцветные флажки, ребристая дорожка, нагрудные атрибуты, тренажёр «Поймай мяч ловушкой» Этот тренажер изготовлен из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска, на конце капсула от «киндерсюрприза», которая забрасывается в лукошко. В процессе игры у детей развивается ловкость, меткость, глазомер. Очень просто можно сделать «Лыжи» (из пластиковых бутылок). Ребёнок, надев «лыжи», выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника. Массажер «Орешки», состоит из плотно нанизанных на леску капсул «киндерсюрпризов», по бокам две ручки (использованные фломастеры). Удобен при массаже шеи, спины, груди, ног. Постоянное его использование повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение. Такое оборудование просто в изготовлении, красивое, красочное, эстетически оформленное, легко моется и поддается обработке от микробов и грязи, а главное используется в процессе развития любой двигательной активности.
Еще с младшей группы мы организуем «День здоровья». Цель проведения «Дня здоровья» — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно — эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается пребывание детей на воздухе, не проводятся организованные формы работы, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, занимаются творческой деятельностью.
Два раза в год мы проводим физкультурные праздники. Такие спортивные праздники дают детям радостные переживания, запоминаются ими надолго. К таким мероприятиям готовимся особенно тщательно, продумывая каждый момент. Праздничное настроение во время развлечения создается, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. Для упражнений используем мячи, шары, попрыгунчики, дуги, и др. изменяя сложность двигательных упражнений, количество повторов, темп выполнения. Во время проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх.
Главными помощниками являются наши родители. Мы стараемся вызвать у них интерес к активной двигательной деятельности детей и укреплению здоровья. С этой целью оформила папки — передвижки: «Мама, папа, я — спортивная семья», «Спортивная копилка», «Здоровый образ жизни семьи». Подготовили консультации по развитию двигательной активности детей в семье и на прогулках, рекомендации по ведению здорового образа жизни в условиях семьи. В «Уголке здоровья» разместили информацию специалистов по профилактике простудных заболеваний
Проанализировать работу по развитию двигательной активности в нашей группе можно отметить положительные изменения. Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность. Двигательная активность стала более целенаправленной. Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх. Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно. Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.
- 18150 просмотров