Тема: «Соли. Состав и химические свойства солей»
Масленникова Оксана Михайловна учитель химии и биологии, стаж 10 лет, вторая категория КГУ «Сокологоровская средняя школа» района имени Габита Мусрепова, СКО |
Цель: Опираясь на определение солей, показать их состав, вспомнить валентности металлов и кислотных остатков. Знать и дальше развивать умение составления формул. Знать название солей. Умение
Ход урока
І. Организация класса
Здравствуйте. Ребята, сегодня на уроке будут присутствовать гости. Надеюсь, это не будет вас смущать, и вы в течении урока покажите свои хорошие знания и умения.
А сейчас давайте повторим домашнее задание.
ІІ. Опрос домашнего задания
1. Дать определение кислоты.
2. Какие кислоты вы знаете? Напишите на доске их формулы. Мы знаем, что Ме можно расположить в ряд активности.
3. Как расположены Ме в ряду активности и в чем здесь сущность? (Ме расположены в соответствии с их химической активностью; Ме, стоящие до Н2 — вытесняют его, а стоящие после Н2 — не вытесняют его из кислот.)
4. Применяя эти знания, напротив этих формул давайте напишем химические свойства кислот.
ІІІ. Новая тема
1. В любой реакции вы говорите, что образуется соль и вода, соль и водород. Давайте вместе дадим определение, что же такое соли.
Соли — это сложные вещества, состоящие из атомов Ме и кислотных остатков.
Тема нашего урока — соли.
Цель урока — познакомиться с понятием — соли, уметь составлять формулы солей, применяя валентности Ме и кислотных остатков, правильно читать новые формулы. На основе своих знаний, уметь разделять вещества на химические классы.
Физические свойства солей: Соли — это кристаллические вещества. Часть из них хорошо растворимы в воде, часть — малорастворимые, а часть вообще не растворимы. Это мы можем узнать из таблицы растворимости, и обозначаем стрелочкой в низ
Показать: поваренная соль, питьевая сода, медный купорос и удобрения.
2. Как вы составляли химические формулы? Что учитывали при их составлении? (валентность Ме и кислотных остатков)
3. Сегодня мы рассмотрим некоторые хим. свойства солей.
Хим. свойства солей:
1) Соль + Ме = нов. соль + свободный Ме.
Fe + 2KCl → FeCl2 + 2K
Какой здесь тип хим. реакции?
2) Соль + соль = две новые соли.
2KCl + BaSO4 → K2 SO4 + BaCl2
CaCl2 + ZnSO4 → CaSO4 ↓+ ZnCl2
Какой здесь тип хим. реакции?
— Иногда при образовании новых солей, некоторые новые соли могут выпадать в осадок.
— Как мы можем это узнать? (Посмотреть в таблицу растворимости)
— И эти соли мы отметим стрелочкой вниз (I).
— Проработаем уже имеющиеся соли.
— С другими химическими свойствами солей мы познакомимся позже, на дальнейших уроках.
— Какую роль играют соли для живых организмов?
Растворы солей играют важную роль в живой природе. Недостаток определенных солей в почве приводит к угнетению растений. Поэтому многие соли применяются в качестве минеральных удобрений для сельскохозяйственных культур. Например, азотистые удобрения — необходимы стеблям и листьям; фосфорные и калийные удобрения — необходимы плодам, клубням, также стеблям и корням. И недостаток определенных минеральных веществ приведет к угасанию растения. Доля солей в организме человека достигает 5,5%. Они входят в состав клеток, костей и тканей, участвуют в процессах обмена
Велика роль солей в промышленности. Их используют при получении Ме и других важных химических веществ; например, для изготовления клея, мыла, туши и др. веществ.
ІV. Закрепление материала
Мы знаем, что существует 4 класса хим. Соединений
оксиды кислоты соли основания
С тремя классами мы с вами уже познакомились и первое задание «Винегрет»:
1. Из приведенных веществ выписать отдельно формулы оксидов, кислот, солей (каждой группе свой класс). Правильно прочитать формулы и расставить валентности веществам.
Дать 2 карточки.
KCl Na2 SO4 SO3 HNO3 Al2 O3 H3 PO4 FeS P2 O5 H2 SiO3
2. стр. 95 № 5. Составьте формулы следующих солей:
сульфат калия K2 SO4
фосфат натрия Na3 PO4
нитрат бария Ba(NO3)2
сульфид цинка ZnS
хлорид меди (І) CuCl
сульфат меди (ІІ) CuSO4
3. стр. 95 № 7 — 1 и 2 столбик. Закончите уравнения хим. реакций и расставьте коэффициенты:
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 Hg + FeCl2 → HgCl2 + Fe
Zn + 2AgNO3 → Zn(NO3)2 + 2Ag 3Mg + 2AlCl3 → 3MgCl2 + 2Al
4. Физ. минутка
5. Отгадаем кроссворд:
1. Заряд этого вещества +24? (хром)
2. Благодаря этому веществу происходят реакции окисления? (кислород)
3. Реакция, в которой взаимодействуют два сложных вещества, называется? (реакция обмена)
4. Что это за соль ZnSiO3? (силикат цинка)
5. Как называются
V. Итог урока
1. Дать определение солям.
2. С какими солями вы сегодня познакомились?
3. На доске написано высказывание «Мы есть то, что мы едим».
Как связать это высказывание с химией, в частности с нашей темой?
Домашнее задание: 35 стр. 93–95; № 6; № 7 (3 столбик) стр. 90 — таблица.
- 10211 просмотров