Доклад: «Внеклассная работа, как средство поддержания интереса к изучению английского языка»
Есергепова Алия Сембаевна учитель английского языка, стаж 8 лет, КГУ «Жерновская средняя школа», Восточно Казахстанская Область, Бородулихинский район, с. Жерновка |
Одним из важных средств, способствующих лучшему усвоению английского языка, является внеклассная работа в школе. Именно она способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению английского языка, дает возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний учащихся, дает им возможность поверить в свои знания и умения, повышает уверенность в себе. Она шире знакомит учащихся с культурой Великобритании, язык, которого они изучают. Учитель должен сформировать содержание и форму внеклассной работы так, чтобы постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к изучению английского языка.
Формы и методы внеклассной работы определяются в зависимости от возраста и уровня занятий учащихся. В методике преподавания английского языка, существует очень много различных видов внеклассной работы.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
1) расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
2) стимулирование интереса студентов к изучению предмета;
3) всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
развитие творческих способностей студентов, самостоятельности, эстетичных вкусов;
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Существуют различные формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые.
Индивидуальную внеурочную работу я провожу с отдельными детьми, знания которых не на очень высоком уровне. Они с удовольствием помогают в подготовке к мероприятию: оформляют коридор и актовый зал в школе, готовят сообщения или доклады о стране изучаемого языка, о выдающихся людях, помогают в презентации и подборке музыкального сопровождения и др. Сильных учащихся вовлекаю в мероприятия, которые, включают в себя различные конкурсы, олимпиады, викторины, деловые игры и др. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, театральные, переводчиков, внеклассного чтения и др. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Именно на внеклассных занятиях ребята разрабатывают проекты, готовятся к конкурсам. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
Все формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Лишь чередование различных форм внеклассной работы и использование их во взаимосвязи содействуют поддержанию интереса у учеников к внеклассной работе, и обеспечивает положительный результат.
Я считаю, что в преподавании английского языка внеклассная работа занимает важное место. В каждой школе есть учащиеся с разным уровнем знаний по английскому языку. Чтобы заинтересовать их, приходится использовать разные методы, стараюсь вовлечь во внеклассные мероприятия. В подготовке школьных мероприятий участвуют все учащиеся с разным уровнем знаний языка, но, главное, заинтересованные.
Также можно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учащихся, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию школьников.
Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Всё больший интерес вызывают конкурсы во время Недели английского языка, связанные с применением ИКТ. Учащиеся во внеурочное время приходят в лингафонный кабинет, чтобы приготовить презентацию на заданную тему, сделать слайд-шоу, применить видео, вставить музыкальное сопровождение. В дальнейшем эти работы можно использовать на уроках английского языка с подписью автора, что тоже не маловажно. Обязательным условием проведения Недели — это создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Не предусматривается принудительное участие школьников. Заканчивается Неделя объявлением на линейке победителей, активных участников всех конкурсов и их награждением. Зачитывается приказ, и вручаются грамоты.
Именно внеклассные занятия помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету. Следует заметить, что внеклассная работа строится на добровольных началах, она не терпит авторитарного стиля общения. Учителю рекомендуется так строить отношения с учеником, при которых они оказывались бы партнёрами по общению. Это способствует снятию психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению. Лишь при таком подходе личность ученика будет развиваться всесторонне.
Значение внеклассной работы по иностранному языку не только в формировании и поддержании интереса и мотивации к изучению языка, но и также в формировании познавательной деятельности учащихся, в разумной организации их досуга.
В заключении хотелось бы посоветовать всем учителям английского языка, не бояться экспериментировать и применять разнообразные формы внеклассной работы, чередовать их с классной работой, давать учащимся больше самостоятельности при подготовке разных форм. Именно во внеклассной работе на фоне отсутствия англоязычной среды студенты имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенции, т. е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком.
Список использованной литературы:
1. Решетникова З. Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2.
2. Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы. //Иностранные языки в школе. — 1975. — № 5.
3. Паршина И. В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку.//Иностранные языки в школе. — 1987. — № 2
- 14979 просмотров