Урок по технологии в 7 классе: Художественная обработка металла. Технология филиграни
Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области республики Казахстан |
Цель урока: совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по видам художественной обработки металла; изучить искусство изготовления из проволоки тончайших кружев — технику, известную под названием филигрань; выполнить практическую работу.
Образовательные задачи: выяснить знания учащихся по художественной обработке металла; изучить технологию филиграни, инструменты и материалы, используемые в искусстве филиграни.
Развивающие задачи: заинтересовать учащихся искусством филиграни; развивать творческие способности учащихся, художественный вкус.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство ответственности, аккуратности, внимательности, желание сделать украшение индивидуальным, стремление освоить художественную обработку металла.
Оборудование урока: алюминиевые пластины, белая жесть, ножницы, круглогубцы, плоскогубцы, щипцы, пинцеты, инструмент «закрутка», резцы, проволока; готовые изделия, украшенные гравировкой, чеканкой, изделия из белой жести, готовые изделия, украшенные филигранью.
Ход урока:
I. Организация класса
На прошлых уроках вы изучали художественную обработку металла, гравировку. На сегодняшнем уроке вы продолжите изучать художественную обработку металла, более подробно изучите технологию филиграни.
Тема сегодняшнего урока: Художественная обработка металла. Технология филиграни.
II. Опрос учащихся:
1.Что значит гравировка металла?
2.Чем отличается выпуклое гравирование от углубленного?
3.Понятие гильоширование.
4.Особенности ковки, где она применяется?
5.Что такое чеканка и чем она выполняется?
6. Особенности металлопластики?
III. Для лучшего закрепления материала посмотрим презентацию по художественной обработке металлов (презентация).
Интерес к металлическим изделиям, которые способны украшать быт или служить в качестве личных украшений не утрачен до сих пор.
Сначала для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы.
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов.
1.Пользуются спросом чеканка, фигурное литье, ковка, гравировка и другие приемы.
2. Чеканка — на металлах при помощи специальных инструментов — чеканов выбивают красивые изображения. Чеканка — способ художественной обработки металлов. С помощью чеканки на поверхности изделий создают различные орнаментальные сюжеты.
3.Художественная ковка, кузнечное дело получило распространение на Руси еще в 12-м веке. Сейчас кованые изделия ручной работы широко применяются в архитектуре, дизайне помещений, приусадебных участков.
4.Металлопластика — техника чем —то похожа на чеканку, но вместо ударов по чекану для создания изображения используется выдавливание.
При этом для работы используются очень тонкие листы металла, до 0,5 мм
5.Гравировка — это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл при помощи резца, штихеля, гравера, лазера. Гравировка придает вещам уникальность и неповторимость.
IV. Изучение нового материала (объяснение нового материала с демонстрацией).
1.Техника филиграни была известна в давние времена. Для создания ювелирных изделий тонкие нити из драгоценных металлов или цветных металлов скручиваются и образуют веревочку, которая напоминает плотно уложенные в ряд зернышки. При помощи разных технологий филиграни создаются ювелирные украшения: кольца, серьги, шкатулки, вазочки, солонки. Искусство изготовления из проволоки тончайших кружев называется сканью. Название это произошло от слова «скать», что означало, «скатывать», «скручивать, «сучить». Эта техника известна также под названием филиграни, пришедшим из французского языка. Различают сканые узоры двух основных видов — ажурные и накладные. В технике сканью украшаются праздничная посуда (блюда, конфетницы, вазы), декоративные экраны и панно, шкатулки, украшение (кулоны, подвески, серьги, перстни и т. д.).
2.Технология филиграни. В настоящее время из дешевых металлов кроме меди используется мельхиор (сплав меди и никеля) по внешнему виду напоминает серебро. Для сканых работ используется проволока сечением от 0,2 до 2 мм. Можно использовать обрезки электропроводов, освободив их от изоляции. Скручивать проволоку удобно с помощью ручной дрели.
а) Подбираем 2 гвоздя средней величины. Один из них вбиваем в деревянную опору, другой изгибаем крючком и зажимаем в патроне дрели. Проволоку складываем вдвое и прикрутите концы к гвоздю, вбитому в опору, а петлю набрасываем на крючок. Натянув слегка проволоку, начинаем осторожно скручивать ее веревочкой как можно туже, следя за тем, чтобы она не перекрутилась и не оборвалась. Готовую веревочку отжигают.
б) Перед тем как приступить к выполнению набора, крученую и гладкую проволоку вальцуют; превращают в узкую полоску путем прокатывания в вальцах.
в) Самые простые вальцы можно сделать из 2-х подшипников, которые насаживают на валы, стягивают болтами и гайками с барашками. Болты вертикально зажимают в тисках. Проволоку вставляют между подшипниками. Стянув гайками подшипники, тянут за конец проволоку щипцами. Гайки подтягивают до тех пор, пока из под вальцов не будет выходить полоски нужной толщины.
3.Технология выполнения набора:
а) подготовка эскиза;
б) мелкие элементы выполняются из тонкой проволоки, а крупные — из толстой;
в) узор набирается с таким расчетом, чтобы каждый элемент имел несколько точек спайки, благодаря чему ажурный набор будет представлять собой прочную узорную решетку;
г) крупные элементы выгибаются пальцами, а более мелкие — круглогубцами и плоскогубцами;
д) если сканый узор накладной, то рисунок с эскиза переводят на отшлифованную и отбеленную пластику, набор монтируют непосредственно не ней;
е) следующий этап работы — пайка, ее производят твердыми припоями.
V. Практическая работа: Изготовление украшения филигранью.
Вводный инструктаж:
1.Техника безопасности при художественной обработке металла (работа с ножницами; круглогубцами, плоскозубцами, щипцами, с «закруткой»), роспись учащихся в журнале техники безопасности;
2.На столах у вас карточки по технике безопасности при выполнении работы, карточки по технологии выполнения набора узора из проволоки, необходимые вам для работы;
3.Подготовка инструментов, материала.
Текущий инструктаж: индивидуальная помощь учащимся, контроль учителя за выполнением работы учащимися, за соблюдением ими правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж: оценка выполненной работы, анализ успехов и ошибок.
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока, оценки за урок.
VIII. Уборка кабинета.
- 9965 просмотров