Брейн-ринг (По страницам изученных произведений: УНТ, И.А Крылов, А.С. Пушкин, М.М. Пришвина)
Мутафян Вера Ивановна учитель русского языка и литературы КГМУ «Гимназия № 93» г. Караганда |
Тип урока: повторно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным произведениям русской словесности;
- развивать критическое мышление; совершенствовать навыки коллективной деятельности;
- способствовать воспитанию общественно значимых мотивов поведения, воспитывать уважительное отношение к слову.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, жетоны, сигнальные значки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
2. Введение в игру
Объяснение правил игры.
Правила игры:
1. Выбор спикера в группе.
2. Сигнальный значок команда поднимает после того, как прозвучал вопрос.
3. Если команда дает неверный ответ, право ответить переходит следующей группе.
4. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
3. Представить помошников и озвучить их обязанности
Следят за тем, кто первый поднимет сигнальный значок: от этого зависит, какая из команд будет отвечать первой.
Раздают жетоны за правильные ответы. Подсчет жетонов проводится в конце игры.
Конкурс № 1
— Ребята, давайте поговорим об УНТ.
— Что мы называем УНТ?
— Назовите основные виды малого жанра: пословицы, поговорки, загадки.
Наш конкурс называется «Отгадай загадку»
1. Молоко пьёт, песенку поёт,
Чисто умывается,
А с водой не знается. (кот)
2. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
3. Что за птица
Людей не боится,
Не летает высоко,
А поёт «ко-ко-ко»? (курица)
4. Раньше всех проснётся он
И раздастся в доме звон. (будильник)
5. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (заяц)
6. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
Конкурс № 2 «Конкурс капитанов»
Задание: Закончить пословицы и пояснить их значение.
• Семь раз отмерь ... один раз отрежь.
• Поспешишь ... людей насмешишь.
• Ум хорошо ... два лучше.
• Дело мастера ... боится.
• Друзья познаются ... в беде.
Конкурс № 3 «Угадай басню»
Мы двигаемся дальше.
О ком писал Вяземский:
1.Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Мы обращаемся к творчеству Ивана Андреевича Крылова и его знаменитым басням.
2. Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как...: кого ?
«дедушку Крылова».
3. Язык басен легкий, простой. Запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.
— Что такое МОРАЛЬ?
МОРАЛЬ — это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Задание1: Процитируйте мораль басни «Свинья под дубом», какой вывод делает сам Крылов?
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Задание 2:
«У сильного всегда бессильный виноват...»
— Из какой басни эта мораль, закончите ее и назовите героев этой басни.
Задание 3:
— Вспомните, что такое аллегория?
Аллегория — изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой — хитрый человек, за ягненком — беззащитный человек.
Вопрос: Кто скрывается за маской ловчего и волка в басне «Волк на псарне».
Задание 4: Что сказал Соловей музыкантам из басни И.А.Крылова «Квартет»?
Мораль: Чтоб музыкантом быть
Так надобно уменье...
Конкурс № 4 «Дальше, дальше»
Имя Пушкина сопровождает нас всю жизнь. И, как вы уже догадались, речь пойдет о творчестве великого писателя и поэта. С раннего детства мы с увлечением читаем его сказки. Вот о них и поговорим.
За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
1. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
«Чего тебе надобно, старче?» —
«Смилуйся, государыня рыбка!..,»
2. Из какой сказки слова?
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок» («Сказка о золотом петушке»)
3. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? В комара, муху, шмеля
4. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От чародея)
5. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
6. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок)
7. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане...»?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
8. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности?
Кири-ку-ку!
Царствуй лёжа на боку!
9. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
Не гонялся бы ты, поп,
За дешевизной
10. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи;
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
11. Какими словами чаще всего заканчиваются сказки А.С.Пушкина?
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил...
Конкурс № 5 Блиц-опрос
В этом конкурсе пойдет речь о сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». (выступает только один участник, которого выбирает сама команда)
1. Имена главных героев проиведения. (Настя, Митраша)
2. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (курочка и мужичок-в-мешочке)
3. Назовите фамилию ребят (Веселкины)
4. Какое у ребят было хозяйство? (корова, телка, коза, овцы, куры и поросенок)
5. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (бондарное)
6. Почему детей любили и уважали? (они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны)
7. Какая клюква самая-самая хорошая? (перезимовавшая клюква считается самой сладкой)
8. Кто такой Антипыч? (Лесник)
9. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
10. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
11. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
12. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
Обобщение и подведение итогов.
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, становится победителем.
Заключительное слово учителя
- 10089 просмотров