Методическая разработка урока сольфеджио по теме «Три вида мажора»
Мингазова Алия Альтафовна преподаватель отделения «Теория музыки» |
От автора:
1. Содержание урока сольфеджио по теме «Три вида мажора» соответствует требованиям программы 1 курса исполнительских отделений музыкального колледжа, необходимым условием которых является закрепление знаний и навыков полученных в ДМШ, а также более глубокое и всестороннее изучение диатоники. Особое внимание в работе уделяется интонационным упражнениям (выписаны в тональности Си мажор), которые систематизированы в порядке усложнения заданий, а также составлены и дополнены автором. Аналогичные упражнения могут использоваться и в других тональностях. Значение интонационных упражнений трудно переоценить, т. к. они помогают узнаванию разных элементов в слуховом анализе, диктанте, чтении с листа, тем самым, закладывают основы для успешного восприятия различных элементов музыкального языка. Об этом писала в своей книге Давыдова Е. В.: «Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развитии разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха».* [Давыдова Е. В. «Методика преподавания сольфеджио». М. 1986 г.] В настоящей работе те средства выразительности, которые составляют основу интонационных упражнений, находят применение и в других формах работ. Тема урока: «Три вида мажора» «Каким бы ёмким ни казалось содержание курса сольфеджио, предмет должен оставаться в пределах своих рамок, не утрачивая основного своего назначения — практического усвоения музыкальных элементов». А. Агажанов «Курс сольфеджио»
План урока:
1. Организационные моменты — 5 минут.
2. Закрепление пройденного раздела:
а) интонационные упражнения — 20 минут;
б) слуховой анализ — 10 минут;
в) чтение с листа, сольфеджирование — 15 минут;
г) ритмические упражнения — 5 минут;
д) диктант — 20 минут;
е) творческие задания — 10 минут;
3. Домашнее задание к следующему уроку — 3 минуты;
4. Выводы, оценки за урок — 2 минуты.
Содержание урока
В содержании настоящего урока присутствуют элементы, многие из которых зачастую бегло изучаются в ДМШ и поэтому требуют основательного изучения в колледже:
1) диатоника;
2) три вида мажорного лада;
3) побочные трезвучия субдоминантовой группы и их обращения в мажоре, увеличенное трезвучие и его обращения в гармоническом мажоре; аккордовые последовательности из главных трезвучий и побочных трезвучий субдоминантовой группы, а также Д 7 и его обращения в тесном трех — четырехголосном изложении;
4) интервалы натурального и гармонического мажора, интервальные последовательности;
5) подготовительные упражнения для освоения модуляций — построенные от заданного звука попевки для модуляций по Агажанову [Агажанов А. «Курс сольфеджио», вып.2. М. 1973], а также увеличенное и минорное трезвучие с разрешением в разные тональности;
6) простые и сложные размеры;
7) ритмические группы: четверть с точкой и две шестнадцатые, другие пунктирные ритмы, простые виды синкоп, ритмические группы с шестнадцатыми;
8) лады народной музыки.
- 7625 просмотров