Занимательная история к курсу истории древнего Казахстана
Миркина Людмила Владимировна учитель истории |
Пояснительная записка
Занимательная история к курсу истории древнего Казахстана — 6 класс. Данный материал рекомендую использовать как интересные увлекательные задания для развития памяти, мышления, логики. Это позволяет разнообразить урок, сделать его более интересным, увлекательным и активизировать деятельность учащихся. Использование таких форм работы как занимательная история повысит качество успеваемости учащихся и интерес к вашему уроку.
Цель: Оказание методической и дидактической помощи при организации урока
1) Кроссворд
Используя ключевое слово, ответьте на вопросы. Дайте определение слову патриархат.
1. Первый период каменного века (палеолит)
2. Древний человек (австралопитек)
3. Древнейшее религиозное представление (тотемизм)
4. Одно из первых орудий древнейшего человека (рубило)
5. Изображение бога в виде статуэтки (идол)
6. Представление о душе и духах (анимизм)
7. Первый сплоченный постоянный коллектив родственников (род)
8. Жилища из костей крупных животных и деревянных жердей, покрытых шкурами (хижина)
9. Древняя стоянка каменного века в г. Каратау (Арыстанды)
10. Главное условие эволюции человека (труд)
2. Заполнить таблицу «Что? Где? Когда?»
Что? |
Где? |
Когда? |
Эпоха бронзы |
|
|
Андроновская культура |
|
|
Выплавка бронзы |
|
|
Ответы:
Где? | Когда? |
Казахстан Северный и Западный Казахстан Казахстан |
2800-900 г. до н.э. 2-ое тыс. до н.э. 4 тыс. лет назад |
3. «Мозговой штурм»
1. Когда в Казахстане научились выплавлять бронзу?
2. Как андроновцы хранили молочные и мясные продукты?
3. Когда появилась частная собственность?
4. Хронологические рамки эпохи бронзы?
5. Академик, занимавшийся изучением эпохи бронзы?
6. Добывать корм
7. Захоронения в эпоху бронзы?
8. Прототип юрты андроновцев?
9. Одна из главных особенностей эпохи бронзы?
10. Развитие одного из главных занятий в эпоху бронзы?
4. «Найди пару»
1. Способ хозяйствования железного века |
|
посуда, одежда, оружие, орудие, жилище |
скотоводства |
|
2. 350 кг. |
3. Производили продукцию |
|
3. На далекие расстояния- специальные пастухи |
4. Тебеневать |
|
4. Стремена, седло |
5. Мог унести верблюд |
|
5. Юрта |
6. Перегонка скота на далекое расстояние |
|
6. Кочевое скотоводство |
7. Отгонный тип хозяйства |
|
7. Добыча корма из-под снега |
8. Конское снаряжение |
|
8. Постушьечье скотоводство |
9. Переносное жилище кочевников |
|
9. Климатические условия |
10. На структуру стада влияло |
|
10. VIII-VII в. до н.э. |
11. Начало эпохи железа |
|
11. Наличие растительного мира |
5. Подпиши части юрты. Чем покрывали и утепляли юрту?
Ответ:
уыки
кереге
кошма
6. Кроссворд. Ключевому словосочетанию дайте определение
Вопросы:
1. Каким путём вырабатывали железо? (плавки)
2. Век появления железных орудий труда? (железный)
3. Река «доставляющая рыбу скифам»? (аракс)
4. Что делали из шерсти? (веревка)
5. Древнее городище саков? (чирик)
6. Одно из главных занятий саков? (земледелие)
7. Металл, «встречающийся в изобилии»? (медь)
8. Бог саков по мнению Страбона? (солнце)
9. Искусственный оросительный канал? (арык)
10. В каких жилищах жили саки? (деревянных)
11. Что защищало сакскую лошадь в битве? (панцирь)
12. Кибитка на колесах? (куйме)
13. Каким скотоводством в основном занимались саки? (кочевым)
14. Оружие саков? (копье)
7. Задание на мотивацию, рефлексию или закрепление
— Использовать материал для дополнительного чтения: зачитайте стих китайской царевны о жизни в уйсунском обществе, выйдя замуж за гуньмо.
«Выдали меня родственники
В дальнюю страну;
Отдали в чужое царство
За уйсунского царя.
Живёт он в круглой хижине,
Обтянутой войлоками;
Питается мясом,
Пьёт молоко.
Как вспомню об отчизне, —
Сердце ноет.
Желала бы диким гусем стать,
Чтоб возвратиться на родину».
Вопрос: Опишите историческую ситуацию, что вы поняли из стихотворения о китайской царевне?
8. Чайнворд. Что изготовляли ремесленники?
Написать слово «ремесло», ответы учащихся вписывать по буквам.
9. Исторические задачи
Задача № 1: Легенда о Моде
— Учитель: Посол из низменной местности посетил Моде со словами:
— Ты еще слишком молод, шаньюй. Не к лицу тебе сидеть на боевом коне своего отца. Уступи его нашему вождю.
Это было открытым оскорблением в адрес молодого шаньюя. Советники Моде предложили воевать отмстить за оскорбление.
— Нет, — ответил Моде. — У нас одни предки. Неужели будем воевать
— Моде еще молодой. А молодость не может знать цену красоте. Пусть он лучше отдаст свою жену мне. Это должно было задеть самолюбие великого правителя и стать причиной войны. Советники Моде так и восприняли эти слова. Но Моде отклоняет предложение войны.
— И конь подо мною, и жена в моих объятьях — это милостыня моего народа. Раз на нее обратил свой взор мой брат, то пусть идёт. Передайте ханше: собираться в дорогу. Но гунны из низменной местности и на этом не остановились. Приезжает третий посол.
— Слышал, что Великая Орда собирается кочевать в Сарыжайляу. Пусть не кочуют. Я хочу год прожить в этой местности и провести наш свадебный той с ханшей.
— За один год с землей ничего не случится. Не будем, так не будем кочевать — решил советник Моде.
Вопрос: Почему Моде не разрешил гуннам кочевать в Сарыжайляу и приказал готовиться к войне?
Ответ Моде: Конь и жена были моими, а земля принадлежит народу! Этого оскорбления мы не потерпим! Готовьтесь к войне!
Задача № 2:
— Учитель: Персидский царь устроил конные состязания для всадников, представляющих разные народы. Длина беговой дорожки около одного километра. Когда начались бега, то
Вопрос: Что мог ответить сак персидскому царю? Каково историческое положение?
Ответ: Сак ответил, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека.
Война с персами.
10. Продолжи схему
11. Таблица «Что? Где? Когда?»
Что? |
Где? |
Когда? |
«Золотой курган» |
|
|
№1. Шиликтинский памятник |
|
|
№5. Шиликтинский курган |
|
|
Берильский могильник |
|
|
Ответы:
Где? | Когда? |
1) Степные районные районы Восточного Казахстана, На территории Зайсанского района. | 1) Самый большой курган был исследован в 1960 году. |
2) Восточный Казахстан, открыт археологом, профессором А.Т. Тмубаевым. | 2) Относится к VIII в. до н.э. |
3) Восточный Казахстан. | 3) 2-ая половина XX века |
4) Восточный Казахстан Катон – Карагайский район. | 4) Относится захоронение к V-IV вв. до н.э. |
12. Составте рассказ, представляя, что вы китайский, египетский, индийский купец.
Расскажите в своём рассказе о путешевствии и Великом Шелковом пути.
13. Ребусы: разгадайте ребусы и дайте определение словам
14. Чайнворд
1. Вид первобытного человека (австралопитек)
2. Захоронения в эпоху бронзы (курган)
3. Новокаменный век (неолит)
4. Молочный продукт (творог)
5. Древнегреческий историк (Геродот)
6. Сак, носивший остроконечные шапки (тиграхауд)
7. Ударный музыкальный инструмент кангюев (дабыл)
8. Главное оружие древнейших людей (лук)
9. Пастбища, где проводили народные собрания и заготовку продуктов на зиму (кузеу)
10. Племена Жетысу в III
11. Вещественный или письменный…(источник)
12. Материал для покрытия и утепления юрты (кошма)
- 37636 просмотров