Эссе «Профессия Учитель»
Лабуш Наталья Борисовна, учитель математики, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Лебяжинская средняя школа» СКО район М. Жумабаева, село Лебяжье |
Мало знать, надо применять.
Мало хотеть, надо делать.
И. Гёте
«Счастлив, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом» — эти строки Ф. И. Тютчева очень близки мне как человеку. Для меня профессия Учителя — источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению нового в этой жизни. Это мой Путь, мой сознательный выбор — быть Учителем. Это действительно «профессия дальнего действия, самая главная на земле», она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём.
Словом, быть социально успешным человеком. Какую опору могу дать ребятам я, учитель математики, ежедневно входя к ним в класс? Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать и находить необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от выбранной ими профессии.
В моём представлении учитель — это друг и советчик детей, не дающий готовой истины, а сопровождающий и направляющий их в её поиске. Сократ сравнивал учителя с каплей дождя. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика. В своей практике я применяю дифференцированный подход, который позволяет каждому ребёнку проявить себя как личность.
Да, очень важно, знает ли ребёнок таблицу умножения, умеет ли решать задачи. Но ещё важнее, на мой взгляд, каким будет ребёнок, когда он вырастет. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звёздочкой» или растворится в толпе? А значит, в решении посвятить себя работе с детьми главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации её способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Но как это сделать? Этот вопрос я ставлю перед каждым новым уроком. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство — интерес. Через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребёнка. Я мысленно в голове «прокручиваю» приёмы, с помощью которых завтра буду объяснять новый материал.
У В. А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Иногда достаточно лишь похвалить ребёнка, и он из грустного или агрессивного превращается в весёлого и доброжелательного и с радостью включается в работу. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова!
В своей работе с детьми на уроках придерживаюсь ставших для меня за годы работы незыблемыми принципов:
- не идти к детям с плохим настроением;
- не приходить на урок без подготовки;
- не ставить отметку ученику без словесной оценки его достижений;
- искренне радоваться его удачам и огорчаться ошибкам.
Для осуществления поставленных целей в своей работе широко использую информационно-коммуникативные технологии: XXI век отличается от других столетий своей информативностью.
Современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения. Ведущими среди них стали компьютер, интерактивная доска, поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность сейчас наиболее актуальны. Но никакая, даже самая совершенная, техника не сможет заменить эмоционального учительского слова.
Воспитывать человека математически образованного — вот идеал, к которому стремлюсь я как учитель математики. Специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать у учащихся общую культуру мышления.
Замечательный казахский поэт М. Макатаев писал:"Что должен иметь поэт, чтобы быть поэтом?
Первое — талант. Талант с образованием, с эрудицией.
Второе — совесть, чтобы стыдиться самому перед собою, прочтя слабые вещи.
Третье — простоту, пусть не гениальную, как у Пушкина и Абая, но простоту человеческую, чтобы быть понятным другим. Не умничать, не рассуждать, а воспевать.
Четвертое — интуицию. Чего не видят другие, увидеть и познать.
Пятое — труд, чтобы постоянно совершенствоваться.
Шестое — дух. Всегда держать себя духовно богатым«.
Эти мудрые слова поэта можно смело отнести и к учителю, который должен быть всегда талантливым и духовно богатым.
Для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться, повышать уровень своего профессионализма и компетентности, целенаправленно вести творческий поиск.
Список используемой литературы
1. Ф. И. Тютчев — «Да, вы сдержали ваше слово» — https://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev73.html
2. М. Макатаев — «Раздумья о поэте и поэзии» — https://www.lib.ukgu.kz/en/home/462-esli-kto-ischet-menya-ya-est-v-etom-mire
- 16017 просмотров