Эмоционально-образный урок «Приглашение в Весну»
Соболева Ирина Евгеньевна учитель русского языка и литературы Саумалкольской средней школы № 1 села Саумалколь Айыртауского района СКО. Стаж работы — 24 года, высшая категория |
Цели урока:
Обучающие:
- освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа — наблюдений, впечатлений; ощущений;
- учить выполнять задания творческого характера, ориентирующих учащихся на создание собственных высказываний с обязательным включением в них ярких авторских слов — открытий;
- наблюдать и исследовать «поведение» слова в авторском тексте, как автор, используя семантические возможности слова, создаёт художественный образ.
- учить создавать свой худ. образ через слово, сравнение, движение и постигать его характер, настроение, видеть обычное по-новому, эстетическому освоению предметов, явлений в весенней природе.
Развивающие:
- развитие художественной речи, поэтического слуха, фантазии, воображения творческого и мышления, ассоциативного мышления;
- развивать муз. слух, умение соотносить музыку П. Чайковского со стихотворения и полотнами русских художников.
Воспитательные:
- воспитать любовь, эмоционально-гуманное отношение к родной природе, бережное отношение к ней; умение понимать прекрасное, создавать его, бережно относиться к нему;
- приобщать к духовности, формировать любовь к родине через любовь к природе;
- воспитывать слушательскую культуру, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Эпиграф: Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным. Возьмём хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнущей от последних заморозков девочки — весны, есть в котомке много хороших слов.
К. Г. Паустовский.
I. Вводно-мотивационный этап. (Стадия вызова)
Чтение учителем ст. А. Фета:
Это утро, радость эта
Эта мощь и дня и света
Этот синий небосвод
Эти стаи, эти птицы
Этот крик и вереницы
Этот говор вод
Эти ивы и берёзы
Эти капли — эти слёзы
Этот пух — не лист
Эти горы, эти долы
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист
Эти зори без затменья
Этот вздох ночной селенья
Эта ночь без сна
Эта мгла и жар постели
Эта дробь и эти трели
Это всё — весна!
Слово учителя: Посмотрите, ребята, как вдохновенно говорит о весне поэт А. Фет, как бы приглашая нас к ней в гости. Давайте и мы сегодня на нашем уроке — приглашении в Весну будем учиться вслушиваться, наблюдать, исследовать слово, учиться создавать худ. образ различными средствами. А помогут нам в этом поэты А. Фет, Тютчев, Пушкин, Жуковский, Плещеев. Давайте обратимся к нашему эпиграфу, записанному на доске. Это слова К. Паустовского. Ребята, как вы понимаете выражение девочка — весна? (Девочка — это нежность, скромность, неяркая красота. Это ранняя весна, природа ещё не расцвела, она как девочка, нежная, неяркая, у неё цветение впереди). Молодцы, ребята, вы правильно определили путь поэтической мысли П. И как у Весны П. есть котомка со словами, так и у нашей девочки — весны, которая сейчас появится, тоже есть своя корзинка. И мы на нашем уроке будем искать в ней нужные нам слова.
II. Работа с текстом
Апрель — месяц первых цветов и последнего снега, пора вешнего солнца и вешней воды. Ночью заморозит, днём распустит. То солнце, то дождь, а то вдруг и снег. Под снегом журчит вода, через болото не пройти, в лесу вода, на полях вода, дождь моросит — апрель — водолей! В апреле весна всё переделывает на свой лад. Каждый день новые звуки, новые краски, новые запахи.
Учитель: У каждого слова, как и у природы, есть своё время года. Так и для слов, за которыми мы сейчас будем наблюдать, наступила весна. И как весна дарит нам каждый день новые звуки, краски, запахи, так и весенние слова, попадая в строчки стих., звучат по — весеннему свежо и живут по — весеннему волшебно.
III. Проверка д/з.
Дома вы должны были в поэтических зарисовках о весне найти весенние слова — существительные и нарисовать по одному слову на листах альбома. Цветную гамму вам должен был подсказать контекст.
— Вглядитесь, вслушайтесь! Какими неожиданно новыми стали известные нам слова. В них угадываются и настроение, и звуки, и даже запахи весны. Ребята, какие из этих слов по вашему, можно назвать словом — запахом? Ответы.
— Как художник, создавая живописный образ, берёт то одну, то другую краску, так и вы — из каких слов брали краски, чтобы нарисовать весенние слово?
— Посмотрите, ребята, какую трудную работу вы выполнили — работу читателя, чтобы не только понять смысл, но и заметить его окружение: среди каких слов оно живёт, как они наполняют его цветом, настроением.
Групповая работа.
IV. Словесное рисование
Откройте ваши книги, 1 гр. — вы будете работать со ст. Пушкина, Тютчева «Весенние воды» 2 гр. — ст. Фета «Весна» и Плещеева «Весна», 3 гр. — ст. Прокофьева «Песня о весне», 4 гр. — отрывок Паустовского из рассказа «Словари». Давайте нанесём на холст не краски, а слова. Нашу картину, которую мы так и назовём «Девочка — Весна», мы будем рисовать весенними словами вместе с яркими определениями, которые дополнят их особым цветом, настроением, звуком. Такие словосочетания — как мазок кисти художника. Несколько движений — и на холсте приметы весны.
Запись. Ответы.
— Как называются яркие образные определения? (эпитеты) И мы с вами нашли эпитеты к нашим весенним словам.
V. Стилистический эксперимент
Кто же ещё живёт в Весне и подчиняется её настроениям, её капризам? В ваших книжечках на стр. 5 записаны отдельные предложения из наших текстов с пропущенными подлежащими; вставьте слово, «спрятавшееся» в других словах предложения.
Запись. Ответы. (по группам по 3 предложения)
— Но это были не простые предложения. Благодаря каким словам неодуш. сущ. оживают. (Весенние слова одушевляют глаголы. Авторы используют приём? (олицетворения, чтобы показать, что природа живая).
Найти и назвать олицетворения.
— Какой радостный спектакль разыгран Весной, в котором есть свои актёры. И вы, как художники, придумали каждому актёру свой костюм.
VI. Наблюдение над «ладовым» состоянием слова. Создание муз образа
— А теперь попробуем написать музыку к спектаклю «Весна». Понаблюдаем за изменением «ладового» состояния слова. Лад — это муз. термин, обозначающий окраску, характер. В каком контексте слово приобретает мажорную, т. е. весёлую, жизнерадостную, в каком — минорную, т. е. грустную заданность. А поможет нам в этом поэтическая зарисовка о небе.
«Зимой — то в ясный морозный день примечали, какое небо бывает? Прозрачное, зеленоватое, будто не живое, будто его ледком затянуло. А в марте, как только пригреет солнышко тут небо и оживает, заголубеет, словно вода в весеннем разливе. Вот тут-то и поплывут по небу белые кораблики облаков».
— Какие слова выбраны для характеристики зимнего неба? (От слов тянет холодом, становится зябко, неуютно, грустно, что тепло ещё не скоро).
Значит, зимнее небо — минор.
Окружение весеннего неба другое. Какое? (Оно становится ласковым, весёлым). Небо весной — мажор. Все весенние слова — мажор, потому что в них радостное настроение. Главное, уметь поймать его, увидеть и почувствовать.
VII. Творческие работы
Рассмотрите творческие работы и подумайте, какое изображение глубже, эмоциональнее выражает настроение весны: просто цветовое сочетание пятен красок, реалистическое изображение группы деревьев, декоративное изображение дерева?
Выскажите отношение.
Закройте глазки. Последовательно представьте: кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Ощущение весны представить нельзя. Это абстрактный образ.
Миниатюра, которую вы сейчас прослушаете, называется «Песнь жаворонка».
Прослушивание.
— О чём вы думали в момент прослушивания? Какие картины увидели? А может просто наслаждались? (Сходные как в ст. Жуковского «Жаворонок») Давайте посмотрим, сколько же основных мелодий будет в музыке, которую можно написать к стихотворению Жуковского? Это (4 основные мелодии. (начертить план муз. пьесы нашего ст. на доске)
В вышине — поёт жаворонок
Над жаворонком — солнце, лазурь неба
Над ним — долина
В стороне — лес
— Как нарисовать языком музыки эти 4 мелодии? Все 4 предмета «поющие», «музыкальные». И язык музыки этого ст. будет только мажорный, как в миниатюре Ч. (характер — мажор, заданность — мажор.)
VIII.
Вы сегодня составляли палитру весенних слов. А теперь посмотрим на весну глазами художника. Перед вами палитра художника, но она пуста. А вам нужно заполнить её весенними красками.
Заполняют, показывают.
Вы выбрали разные цвета. Но среди них я не вижу ярких оттенков. А судя по ст., с которой вы работали, нужно было взять золотую, серебряную, сверкающую краску, чтобы передать блеск, сияние, яркость весны. А художники не используют блестящие тона, а солнце заливает их картины. Как? Ведь оно не нарисовано? (Художник, передавая в полноте мысли и чувства, создаёт определённое настроение)
IX.
— Не только у поэтов, писателей, композиторов своя Весна. У каждого художника тоже своя Весна. Худ. Саврасов утверждал: «Художник — тот же поэт». Посмотрите на репродукцию картин. В какую Весну нас приглашают художники? (Картина Левитана «Весна. Большая вода.» завораживает удивительной мягкостью света, прохладной голубизной неба и воды. Она одна из самых поэтичных и музыкальных полотен худ. Картина худ. Бакшеева «Голубая весна». Для Б. — весна — одна из любимых тем. Картина насыщена поэтическим состоянием пробуждающейся весенней природы. Картина Ромадина «Розовая весна», ему удалось поэтически передать чарующую красоту весны, раннего утра. А вот картина Саврасова «Грачи прилетели». Говорят, что у неё есть душа)
— Прослушайте ст. Плещеева «Весна» и скажите, какая на ваш взгляд картина изображает то же время весны, те же её приметы, что и в ст. (Больше всего совпадений со строчками ст. в картине Бакшеева: тающие снега, ручьи, чистое голубое небо, ощущение света, радости, обновления)
— Нужно искать поэтическую красоту в привычном. Самая обычая природа волшебством света может превратиться в фантастически прекрасную. Ищите в простом неповторимое, исключительное. А как это делать? В ваших книгаах на стр.10 есть совет художника Левитана. Он пригодится вам при выполнении д/з.
«Хороший глаз — дело наживное. Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. Всюду смотрите на людей именно так. И через 2 — 3 дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А через 2 месяца вы научитесь видеть и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
— Художник Саврасов всегда требовал от своих учеников на холстах воздуха, простора, света.
— Солнце гоните на холст! — кричал Саврасов — Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, — почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, — где всё это на ваших холстах?
Тем самым Саврасов передавал своим ученикам тайну великой силы родной природы. Что же это за тайна такая и как она открылась Саврасов? Писательница Г. Ветрова придумала целую сказочную историю об этом. И хотя это фантазия, в ней есть своя художественная правда. Давайте прислушаемся к ней.
X. Инсценировка фрагмента из сказки «Сказки о художнике и весенних птицах»
— Как вы думаете, что же открыло художнику волшебное стёклышко? Что помогло ему понять и увидеть? Почему вдруг всё преобразилось? (Наверное, стёклышко помогло понять, что всё, что окружало, на первый взгляд такое неприглядное и обычное, на самом деле очень красивое, потому что оно родное, знакомое, любимое с детства и потому наполненное красотой духовной, которая не сразу открывается беглому взору). Ищите в простом неповторимое, исключительное. А как это сделать? Совет в книжке на стр.10.
— А знаете для чего нам нужно волшебное стёклышко? Именно для того, чтобы научиться замечать красоту в окружающей нас природе, находить самые лучшие слова, уметь выражать свои впечатления, уметь наблюдать. Мы с вами заведём альбомы весны. А что это такое?
XI. Презентация альбома
Это альбом одной девочки, которая уже закончила школу. Может быть, он не идеальный, но в него вложена её душа, её наблюдения, впечатления от весны, весенних явлениях природы и как результат этого — её творчество, её собственное сочинительство. Здесь её собственное настроение, связанное с наблюдениями и впечатлениями. Ведь при кажущемся сходстве природные явления чрезвычайно разнообразны. Одинаково как будто заходит в ясные дни солнце, а приглядишься и всегда найдёшь что — то своеобразное. Главное это почувствовать и увидеть. А учиться этому нужно, конечно, у поэтов, писателей, глубже вникая в точность и выразительность пейзажных зарисовок, в умении передать не только картину, но и своё раздумье, настроение.
XII. Обучение эстетическому освоению предмета. Коллективная творческая работа (создание коллективного этюда)
Видите, ребята, всё вокруг нас может стать художественным образом, как сугроб а альбоме, главное научиться видеть привычное по-новому.
Учитель показывает 2 разные березовые ветки.
— Посмотрите на них внимательно. Они одинаковые? (Нет)
— Рассмотрите внимательно каждую. По каким признакам они отличаются друг от друга? Вот назовите сначала признаки маленькой ветки. (тоненькая, ровненькая, нерастрёпанная, а та лохматая, маленькие прутики разные: тоненькие, растут вверх, а у той — пушистые, их много, эта молодая, а та старая)
— Как видите, ветки наши разные, у них можно найти много разных признаков. А если думать по-волшебному, то это не просто ветки, а существа с душой и сердцем, они живые, у них есть черты людей, характеры. Только чур условимся: мы принимаем только одно сказочное условие — они заговорят по-человечески, а всё остальное должно быть так, как может быть только с ветками, и именно такими, как у нас. Попробуйте теперь, на основании того, что вы заметили в их внешнем виде, угадать, какой характер, какое настроение может быть у каждой ветки.
Ответы.
— Итак, за внешним видом веток можно «угадать» их характер, настроение, чувства. У нас много вариантов, давайте выберем 2. Пусть большая будет грустной, обиженной, растрёпанной забиякой, с ней никто не хочет дружить, а маленькая — шаловливая, задиристая, весёлая. Второй вариант — большая — заслуженная, пожилая, много повидала, пережила, маленькая — со всеми ладит.
Вывод: Оказалось, что внешние признаки помогают нам угадать характер. И что интересно: за одними и теми же признаками могут прятаться иногда и разные характеры. Вот вы говорили, что большая ветка может быть злой, драчливой, а может быть доброй, много в жизни перенесла.
Мы попробовали простым глазом увидеть невидимое, необычное в самом обычном. Это очень важно при работе, которая необходима в альбомах при описании ваших наблюдений и впечатлений.
Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением.
XIII. Составление биномов фантазии
— Если вы слышите такую фразу: «Подснежник первый весенний цветок», возникает ли в вашем воображение его образ? (Нет, его нужно увидеть)
Раскрывается доска, на ней фотографии подснежников.
— Т. е., чтобы постигнуть образ, его нужно потрогать, понюхать, увидеть. (достаю из корзинки подснежники)
Какие бы сравнения вы подобрали для подснежника. Давайте соединим подснежник и наши сравнения в бином фантазии. Бином обозначает «два». Если мы возьмём 2 далеких по смыслу сущ. и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое. Попробуем сплести в один узор 2 сущ.
Составление биномов и объяснение их. (2 шт)
— Какие сравнения вы использовали? Явные или скрытые? А как называется приём скрытого сравнения? (Метафора)
XIV. Инсценировка и просмотр фрагмента сказки «Морозко»
Ребята, вот говорят, что человек за свою жизнь должен построить дом, воспитать сына, вырастить дерево. Дом и сына — понятно. А вот дерево. Для чего? У кого есть дерево, посаженное вами? А цветок? Чем они дороги вам?
Появляется Маленький Принц с розой в горшке. Его монолог.
— Ребята, мы с вами в ответе за красоту, которая нас окружает. Почему Принц принёс свою розу в горшочке? А вы верите, что и среди камней, и на сухом пне может вырасти цветок? А при каком условии? А в то, что деревья, цветы слышат нас, отзываются на доброту, верите?
Просмотр фрагмента.
— Ребята, почему на пне выросли цветы? Только потому, что Настенька их поливала? Но ведь Марфуша тоже могла бы поливать пень, выросли бы у неё цветы? (Нет, Марфуша злая, а Настя добрая, она это делала с большой любовью)
XV. Чтение по ролям фельетона «Черёмуха»
Возвращались ребята в свою деревню. Из школы домой шли. И видят: черемуха расцвела. Как — то вся вдруг. То просто зеленая стояла, а тут — белая. Красивая! Пахучая!
Побросали ребята портфели и на черемуху: ура — а! В понедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И заставила писать сочинение на тему на тему: «Добрый ли я человек?»
Леша Скворцов написал: «Я человек добрый. Черемуху я маме отдал. Огромный буке!»
Наташа Познянская написала: «Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черемуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком».
Люся Телегина написала: «Быть добрым — это значит хорошо относиться к младшим и старшим. К животным, птицам, растениям тоже. И еще любить природу. Великий русский ученый Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны ее брать. Своими руками».
Миша Русаков написал: «Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черемуху, я залез выше всех, потому что девочкам было не добраться, и помог нагнуть макушку, и они очень испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый.»
Олег Рыбин написал: «Я самый добрый. Все ломали черемуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шел. И черемуху не ломал. На ней нечего было ломать. Разве это по — товарищески: сами все обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им оставил».
— И так значит отношением к природе можно во многом определить доброту человека. Поступки, которые мы совершаем должны служить добру. Но часто бывает, что мы ошибаемся, думая, что совершаем хороший поступок. Так случилось с героями фельетона. Послушайте его и подумайте, в чём ошибся каждый из них?
Чтение по ролям. Обсуждение.
XVI. Легенда о фиалке. (Достаю букетик из корзинки)
А мой любимый весенний цветок — фиалка. Это тоже символ весны. Этот цветок очень любили греки и римляне. Её воспевали лучшие римские поэты. Город Генна чеканил даже монеты с изображением фиалки. У французов этот цветок был символом скромности, а высшей наградой поэтам здесь служила «Золотая фиалка». Фиалка была любимым цветком Шекспира, Тургенева. Гёте питал к этому цветку столь страстную любовь, что, выходя на прогулку, всегда брал с собой семена фиалки и рассеивал их, где только можно. Он хотел, чтобы его родной город Веймар, подобно Афинам, утопал в этих цветах. Труд и желание поэта не были напрасными. Посеянные им фиалки так размножились, что скверы, парки и окрестности Веймара весной покрывались роскошным ковром голубых цветов. Даже спустя 100 лет после смерти Гёте его родной город Веймар всё ещё славился изобилием фиалок.
XVII. Домашнее задание
— Нашим д/з станет ваша работа в альбомах весны, куда вы будите записывать свои мысли, впечатления, наблюдения. В ваших книжечках на стр. 23 есть «секреты» ведения вашего альбома. Познакомившись с ними, вам легче будет приступить к работе. Не забывайте, что умение читать книгу природы — это прежде всего умение наблюдать, которое даётся нелегко. И, собирая материал, не забывайте о том, что наблюдать — значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.
Итог урока. Вместо оценок вы сегодня получите ордена фиалок. И пусть мы не настоящие поэты, а наши ордена не золотые, вы их заслужили своей работой на уроке. 5 — голубая фиалка, 4 — фиолетовая. И это ещё не всё. Каждый из вас получает в подарок пакетик семян фиалок.
Пусть наше родное село Саумалколь тоже покроется нашими фиалками. А в своём альбоме вы отведёте для вашего цветка стр. и будете записывать свои наблюдения: как он проклюнется, как будет пить водичку, когда зацветёт первый цветок.
- 10085 просмотров