Урок русского языка «Ударные и безударные гласные в словах»
Лоза Галина Антоновна учитель начальных классов, первая категория КГУ «Ильичевская средняя школа» Тайыншинский район Северо-Казахстанская область |
2 класс
Цель: закрепить знания и умения о правописании ударных и безударных гласных в словах.
Задачи:
- Совершенствовать умения учащихся выделять ударные и безударные слоги;
- Развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
- Работа над каллиграфией;
- Прививать любовь к сказкам, воспитывать доброту и отзывчивость
Методы: ИКТ, словесный, наглядно-иллюстративный.
Форма проведения: индивидуальная, коллективная, парная.
Вид урока: урок-путешествие
Тип урока: закрепление
Оборудование и средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, музыкальный центр, перфокарты (6 штук), сигнальные карточки с гласными буквами (6 штук), разноцветные воздушные шары (6 штук)
Ход урока:
I.Организационный момент. (играет музыка) Приветствие гостей
Учитель:
Встали все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво. (ученики здороваются)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
— Вы любите путешествовать, ребята?
II. Постановка задачи урока
Учитель:
— Сегодня мы отправляемся в сказку.
— Если все ребята справятся с заданиями, то в конце урока вас ждет сюрприз.
— Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова. Подарите друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
— Что за сказка ждёт нас в гости?
Отгадайте загадку
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
Учитель: Откройте тетради. Положите их с наклоном. Запишите сегодняшнее число.
III.Чистописание
Слайд № 1
Учитель:
— С какой буквы начинается слово Дюймовочка?
— Почему это слово надо писать с заглавной буквы?
— Какую ёщё орфограмму вы встретили в этом слове? — ЧК-
— Какое правило нам необходимо помнить?
Давайте напишем по образцу букву Д и слово Дюймовочка. Внимание на доску. Сначала проследим за правильным написанием буквы Д заглавной, затем д строчной и словом Дюймовочка. Обратите внимание на соединение букв в слове.
IV.Словарная работа
Учитель:
Чтобы нам попасть в сказку необходимо пройти по тропинке словарных слов и ответить на вопросы. Внимание на доску. Сейчас будут появляться рисунки с изображением разных птиц, а вы запишите их название в тетрадь.
Название птиц проговариваются на русском и казахском языках
Слайд № 2
Учитель: Приготовьтесь к проверке. У вас на партах есть веер с гласными буквами, покажите, какую букву вы написали? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная).
Вот по тропинке мы пошли.
Слайд № 3
Учитель: Что надо сделать, чтобы гласная, которая слышится неясно, нечётко, стала слышаться яснее?
Давайте вспомним все вместе стихотворение о проверке безударных гласных и скажем его.
Слайд № 4
Учитель: Вот мы и в сказке.
Учитель: Вспомним начало сказки. Что произошло с Дюймовочкой, когда она в своей скорлупке из-под грецкого ореха спала на подоконнике? (Жаба похитила Дюймовочку).
Дюймовочка испугалась, но она вспомнила, что у неё есть хорошие друзья, которые помогут ей. Конечно же, это вы, ребята.
Послушайте её звуковое письмо к вам. (Звучит звуковое письмо)
Итак, ребята, чтобы Дюймовочке уйти от жабы, ей надо выполнить её задание.
2. Задание от Жабы.
Учитель: У каждого из вас на парте есть по 2 лягушки и слова. Надо в каждом этом слове поставить ударение и распределить слова по лягушкам. Первой лягушке — слова с ударением на первый слог, а второй лягушке — слова с ударением на второй слог. Возьмите свои волшебные ручки — помощники. Все готовы? Приступаем к работе.
(Ученики выполняют задание, затем взаимопроверка выполненной работы.)
Учитель: Давайте проверим.
Молодцы, ребята! От жабы Дюймовочка ушла. Поплыла она в своей скорлупке по реке. Плывёт она и вдруг здесь ей тоже повстречалось препятствие. Не пускают её слова с безударными гласными, чтобы с ней здесь не случилось беды, мы поможем ей быстрее добраться до берега. Сейчас на доске будут появляться слова с пропущенной безударной гласной. Надо их правильно написать, тогда Дюймовочка сможет плыть дальше.
Проводится игра-тренажер «Дюймовочка».
Учитель: Молодцы ребята.
Но не успела Дюймовочка выйти на берег, как её тут же схватил Жук, который пролетал мимо и унёс к себе. Уж больно она ему понравилась, и захотел он на ней жениться. Но Дюймовочка этого не хотела.
Давайте поможем Дюймовочке уйти от жука. Выполним его задание.
3. Задание от Жука.
Самостоятельная работа по перфокартам.
Вставим пропущенные буквы:
С...д Г...з
ш...ры з...ма
хл...ба сл...ды
сн...жок бр...вно
А теперь проверим.
а а е е а и е е
Учитель: Назовите слова, в которых вы вставили букву, не проверяя её. Почему? Молодцы! И сейчас вы помогли Дюймовочке. Кого встретила потом Дюймовочка? (Мышь)
— Мышь была добрая. Обогрела и накормила она девочку. Дюймовочка наконец-то смогла отдохнуть. Давайте и мы отдохнём.
VI. Физкультминутка
По тропинке мышка шла,
На полянке гриб нашла (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (приседания)
Мышка охает: устала
Оттого, что приседала
Мышка сладко потянулась (потягивания — руки вверх)
А потом назад прогнулась,
А потом вперед прогнулась
И до пола дотянулась. (наклоны вперед и назад)
Мышка сделала разминку
И уселся на тропинку. (дети садятся за парты)
VII. Орфографическая минутка
Мышь решила помочь Дюймовочке, чтобы та счастливо жила и захотела выдать её замуж за богатого, но скупого крота.
Дюймовочка опять расстроилась.
И теперь надо помочь Дюймовочке уйти от жадного слепого крота.
Задание:
1. Найдите ошибки в предложении:
VIII Домашнее задание
Ребята, ласточка, которая помогла Дюймовочке добраться до дому на своих крылышках, принесла вам домашнее задание. Выполните его дома в тетрадях. (Учитель раздает ученикам ласточек из бумаги, где написаны слова с пропущенными орфограммами)
IX.Итог урока
Рефлексия.
— Вот мы и помогли Дюймовочке.
Чем же закончилась эта сказка, смогли ли мы Дюймовочке помочь. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.
(Дети просматривают фрагмент мультфильма «Дюймовочка»)
Ребята, у вас на партах есть две картинки — солнышко и тучка.
Какое настроение у вас осталось после сегодняшнего урока? Покажите это с помощью одной из картинок.
Мы на уроке выполняли много разных заданий. Какой оценкой вы оценили бы свою работу. Покажите. (Оценки лежат на партах учащихся).
Учитель: Дорогие ребята, за помощь Дюймовочка передала вам на память вот эти яркие шары. Урок закончен. До свидания.
Использованы интернет-ресурсы
- 17477 просмотров