Урок-конкурс «Знатоки русской грамматики»
Сыздыкова Баян Шиябиденовна учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория КГУ «Средняя школа им. К. Камзина Алгабаского сельского округа села Жолкудук» города Аксу Павлодарской области |
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по темам «Части речи» и «Члены предложения»; формировать у учащихся умения и навыки сотрудничества в группе.
Развивающая: развивать речь, мышление, память через аналитическую и практическую деятельность.
Воспитательная: воспитывать навыки взаимоотношения в группе.
Оборудование: опорные схемы, карточки, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой
1. Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям.
Мы приветствуем друг друга
Мы приветствуем гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!
2. Ребята, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх («хорошо») или опуская большой палец вниз («плохо»).
— Какие у вас друзья?
— А школа?
— Класс?
— Родители?
— Как ваши дела?
— Как настроение?
Молодцы я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, дела не ждут!»
Мы отправляемся вперед. Нас ждет урок — конкурс. И пусть победит сильнейший и не будет огорчений, а только радость за себя и друзей.
3. Мы начинаем наш конкурс. В конкурсе участвуют три команды «Солнышко», «Звездочка», «Сердечка». Сегодня мы с вами покажем на уроке знания и умения по темам «Части речи» и «Члены предложения».
II. Операционно-исполнительный этап
1. Конкурс «Определи часть речи»
(Подходят представители команд выбирают карточку с названием одной части речи).
А) Задания: Дайте определение имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Б) Определите, к какой части речи относятся приведенные слова и определить слова своей части речи. Выполнить разбор по составу выделенных слов.
В) Выполнение тестовых заданий.
2. Конкурс «Семья»
«Наша семья» в предложении. Главные члены предложения «папа» и «мама». Второстепенные члены — «дети», которые зависят от родителей и отвечают на их вопросы.
Сегодня в этом конкурсе покажут свои умения в построении предложении по схемам и вопросам, в разборе их по членам предложения.
1 команда.
А. Распространите и запишите полученное предложение. Разбери по членам предложения.
1) Птицы поют.
Как? Когда? Где?
2) Сияли звезды.
Где? Как? какие? В каком?
3) Появились листочки.
Где? Когда? Какие?
3.Творческий диктант.
Используя данные слова и словосочетания, создайте текст и озаглавьте его.
1 команда.
В рощу, поют, чижи, стучат, дятлы, душистые ландыши, нашли ежика.
2 команда
Большая туча, началась гроза, солнце, журчат ручейки, лужи.
3 команда.
Пушистый снег, холодно, у Айши, товарищи, чайник, чай, весело.
4. Конкурс «Переводчики и поэты»
Переводим русские слова на казахский язык и составляем рифмованные четверостишие.
1 команда: молоток — балға, телега арба, вперед — алға, оценка — баға.
2 команда: дождь — жауын, дыня — қауын, четыре — төрт, пожар — өрт.
3 команда: просо — тары, желтый — сары, старый — ескі, лекарство — дәрі.
Домашнее задание. С данными словами составить рифмованные четверостишие: восемь, близнец, след, бык; еда, брови, молодой, голова; зима, девочка, камень, голова.
III. Рефлексия
Подведение итогов урока.
— Что вам дал сегодняшний урок?
— Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
— Я помогал товарищам, они помогали мне, чего было больше? Почему?
IV. Составление синквейна о частях речи
Имя существительное
Единственное, множественное
Обозначает, изменяет, склоняет.
Нет ее важней в грамматике
Часть речи.
Имя существительнон
Собственное, нарицательное
Знает, дополняет, называет.
Род. Число, падеж
Понятие.
Имя прилагательное
Нужная, выразительная
Украшает, определяет, зависит.
Наша речь богаче
От этой части речи.
Глагол
Необыкновенная, живая
Действует, выражает, убеждает.
Мысли и чувства называет
Часть речи.
V. Оценивание работы (заполнение листов учета знаний)
VI. Информация о домашнем задании (на выбор)
1) Составление кроссворда о грамматических понятиях.
2) Составление рассказа о весне. Синтаксический разбор 2-3 предложений.
3) Выполнении упр. 6, 7 стр.189
- 7117 просмотров