Организация практического обучения студентов колледжа
Кенжебулатов Кайртай Галымжанович, мастер производственного обучения, вторая квалификационная категория высшего уровня, Петропавловский строительно–экономический колледж, СКО, город Петропавловск |
Колледж студенттерінің тәжірибелік оқу сабағын ұйымдастыру.
Organization of practical training of college students.
В настоящее время особенно остро стоит проблема профессионального воспитания будущих специалистов.
Для общества принципиально значимо формирование нового поколения профессионалов, отличающихся компетентностью, творческой активностью, гибкостью и мобильностью, необходимой для освоения новой техники и передовых технологий. Для талантливой молодежи проявление признания и общественной оценки их потенциальных возможностей — основа самоутверждения в избранной сфере деятельности, стимул дальнейшего самосовершенствования, повышения продуктивности и культуры труда. Конечный результат системы профессионального образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда.
Именно поэтому в Петропавловске «Строительно—экономический колледж» пристальное внимание уделяется системе производственного обучения студентов.
Производственное обучение (практика) является основной профессиональной подготовки студентов образовательных учреждений ТИПО.
Обычно в процессе производственного обучения выделяют следующие периоды:
— практику для получения первичных профессиональных навыков: обычно студенты данный вид практики проходят в учебном заведении;
— практику по профилю специальности: обучение непосредственно в организациях (на предприятиях) или в учебных мастерских;
— стажировку: обучение осуществляется в организации (на предприятии).
Практика студентов организуется в соответствии с Положением о производственной практике ссузов и на основании договоров о сотрудничестве с социальными партнерами.
Социальное партнерство — это детально проработанная и гибкая форма сотрудничества, построенная на четком распределении ролей, ответственности и долей участия, содержащая как социальное, так и экономические аспекты. С 2003 года колледж стал отрабатывать механизм сотрудничества с социальными партнерами.
С целью повышения качества подготовки специалистов строительно — экономический колледж тесно сотрудничает с социальными партнерами и постоянно расширяет границы сотрудничества.
Взаимодействие колледжа и социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса, а также совместно реализуют поставленные задачи:
— совместное планирование направлений взаимодействия в подготовке и трудоустройстве специалистов и рабочих кадров;
— повышение качества практического обучения и профессиональной подготовки;
— обеспечение финансовыми ресурсами реальных проектов подготовки специалистов;
— внедрение в профессиональную подготовку студентов передовых приемов и методов организации труда;
— устойчивое развитие материально-технической базы учебного заведения на долгосрочной основе;
— повышение у студентов мотивации к повышению профессионального мастерства;
— содействие трудоустройству выпускников.
В связи с переходом образования на стандарты третьего поколения возрастает роль социального партнерства, т. к. интегральное качество профессионального стандарта должно отражать качественный запрос работодателей на подготовку кадров и содействовать обеспечению их специалистами-выпускниками образовательного учреждения, которые должны иметь базовые компетенции для выполнения профессиональной деятельности.
Работодателю профессиональный стандарт помогает:
— подбирать квалифицированный персонал на рынке труда, поскольку стандарт служит основой для определения критериев подбора персонала;
— обеспечить профессиональный рост персонала;
— поддерживать и улучшать стандарты качества на предприятии через контроль и повышение уровня профессионализма работников;
— повышать мотивацию персонала на предприятии;
— повышать эффективность, обеспечить стабильность и высокое качество труда, а следовательно, добиться высоких экономических результатов.
В колледже ведется работа по выявлению требований, которые предъявляют работодатели к выпускникам.
Анализ результатов анкетирования работодателей позволяет сделать следующие выводы: особое значение работодатели придают ключевым, базовым навыкам работников. Они считают, что недостаток профессионализма в выполнении каких либо производственных операций, функций устраним. Выпускника системы профессионального образования, можно научить профессии уже на рабочем месте, помочь освоить новую технику, инструменты. Но очень трудно изменить психологический настрой человека, отношение к делу, к людям.
Руководители различных предприятий и организаций примерно одинаково оценивают личностные качества, необходимые будущему специалисту:
— умение работать в команде;
— интерес к профессии;
— нравственность и креативность;
— самостоятельность и ответственность за результаты;
— стрессоустойчивость.
Выработать вышеперечисленные качества студентам помогают мастера производственного обучения.
В основе профессиональной деятельности мастера производственного обучения лежит помимо формирования базовых компетенций также совершенствование основ профессионального мастерства.
Педагогическое искусство мастера производственного обучения как организатора и руководителя учебного процесса заключается именно в том, чтобы на каждом этапе производственного обучения, на каждом уроке, занятии превратить производительный труд учащихся в труд учебный.
Подготовительная работа мастера к проведению производственной практики студентов на предприятиях сводится к следующему:
— изучение производственного процесса и организации труда рабочих на предприятии;
— определение подразделений для прохождения производственной практики студентов;
— участие в подготовке и заключении договора о сотрудничестве между колледжем и предприятием;
— разработка рабочей программы производственной практики;
— оформление графиков перемещения студентов по производственным подразделениям предприятия.
Мастер обучает студентов выполнять учебно-производственные работы с соблюдением необходимого ритма и темпа, технических и других требований; развивает их самостоятельность в выполнении заданий, воспитывает чувство ответственности за порученное дело, развивает навыки самоконтроля.
При организации обучения следует создать условия для того, чтобы обучающиеся пришли к пониманию того, как они приобрели какие-то знания, какими способами рассуждения пользовались, на каких предложениях основывались, какие свидетельства и обоснования привлекали для подтверждения своей уверенности в том, что их знания верны.
Используемая литература
1. Колокольникова З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З. У. Колокольникова.
2. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие/ Н. А. Морева — 2-е изд. — М., 2001.
3. Зарецкая // Профессиональное образование. М.-2010.
4. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие В. А. Скакун — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
- 12949 просмотров