Особенности профессиональной и творческой деятельности концертмейстера в хоровом классе
Зацепилова Наталия Юрьевна концертмейстер высшей квалификационной категории высшего уровня квалификации КГКП «Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета», г. Караганда |
В начале своей статьи немного о роли концертмейстера вообще. Многие авторы, в своих методических статьях, ратуют за неоценённую, скромно отодвинутую на второй план роль концертмейстера. Я тоже не могу не упомянуть об этом, так как работая с учащимися, концертмейстер непосредственно участвует в учебно-педагогическом и воспитательном процессах, максимально способствует достижению поставленных перед учащимися педагогических, творческих и исполнительских задач. «Концертмейстер-это „ствол творческого древа“, от него зависит, насколько здоровыми и зелёными вырастут листья и зацветут красивейшие цветы...»
Многогранность деятельности концертмейстера складывается из многих аспектов, как профессиональных, так творческих и психологических. Он должен обладать пианистическим мастерством, иметь музыкальную интуицию, артистизм, быть коммуникабельным и универсальным, и многое другое. По роду своей деятельности концертмейстер сталкивается с различными спецификами и сферами музыкального искусства: это и инструментальные виды, и вокально-хоровые, танцевальные, дирижёрские и т. д. В каждой сфере есть свои особенности-будь то струнные или духовые инструменты, требующие тонкого умения ансамблевой игры; или музыкальное сопровождение и оформление в балетном, танцевальном классах, требующее от концертмейстера навыка импровизации, владения обширным репертуаром и знания хореографии и специфики танца; иметь представление о вокальной природе голоса, уметь транспонировать и многое другое.
Хочу остановиться на особенностях работы пианиста-концертмейстера в ученическом хоровом коллективе. Работа в хоровом классе ставит перед концертмейстером массу задач. Ученический хор состоит из множества хористов, порой коллектив может включать в себя до полусотни участников, которые требовательно и внимательно будут присматриваться и прислушиваться к Вам, наряду с руководителем хора. Это накладывает некую психологическую и эмоциональную нагрузку, требует умения раскрепоститься психологически и, в тоже время, быть предельно собранным. Концертмейстер должен одновременно держать в поле зрения весь нотный материал, безупречно и свободно владеть как хоровой партитурой в целом, так и отдельными партиями и их сочетаниями, а также фортепианным сопровождением. Причём как в целом, так и по отдельным частям, что зачастую требуется в процессе разучивания произведения. Концертмейстер должен обеспечить себе комфортность в работе с нотным материалом-заминки и несвоевременность в работе ведут к расхолаживанию дисциплины и рассредоточению внимания учащихся, потере темпа урока, и в чём-то даже подрывают авторитет концертмейстера как профессионала.
Любым музыкальным коллективом руководит дирижёр, и хором в том числе. Перед концертмейстером встаёт задача научиться понимать дирижёра-его исполнительский замысел, понимать его мануальную технику, различать, порой еле угадываемые, дирижёрские движения и жесты. «Несмотря на то, что техника дирижёра покоится на столь объективных общечеловеческих основаниях, её стиль и внешнее выражение глубоко индивидуальны. Подобно тому как композитор преимущественно пользуется только ему свойственными интонациями, ритмическими, ладовыми и гармоническими оборотами, творчески перерабатывая материал общечеловеческого музыкального языка, так и дирижёр из общечеловеческого и обще-дирижёрского языка жестов создаёт свою технику.» Концертмейстер должен приспособиться к творческой манере дирижёра, как в повседневно-репетиционной, так и в концертной, артистической деятельности. «Полноценный творческий союз невозможен без сотворчества дирижёр-концертмейстер-хоровой коллектив.»
Концертмейстер должен знать основные приёмы дирижирования — понятие «ауфтакт», простые и сложные дирижёрские сетки, дыхание, жест снятия звука, понятие «точка» (которая, в отличие от оркестрового дирижирования, может быть не видна у дирижёров-хоровиков, и концертмейстер интуитивно должен понимать где возникает звучание), понимать амплитудную выразительность дирижёрского жеста в динамическом контексте, различать жесты, показывающие штрихи исполнения.
В учебно-репетиционном процессе концертмейстер и сам должен владеть навыками дирижёра-знать стилистические и жанровые особенности изучаемого репертуара, уметь грамотно работать с хоровой партитурой, самому уметь применить дирижёрский жест, например, «внимание» или «ауфтакт». Хоровое занятие начинается с распевания, необходимого для приобретения учащимися вокально-хоровых навыков и правильной певческой позиции. От концертмейстера на этом этапе требуется — вникнуть в задачи каждой распевки, уловить нужный темп, своевременно настраивать хор на нужную тональность, уметь гармонически украсить вокальное упражнение, при этом не заглушать голоса своей игрой и не провоцировать хористов на крикливое пение. Человеческий голос самый тонкий и нежный из всех инструментов, поэтому концертмейстер должен осознавать это, динамикой своей игры аккуратно поддерживать хоровое пение. Это касается как распевок, так и исполнения музыкальных произведений.
Наряду с визуальной концентрацией внимания, концертмейстер должен обладать цепким слухом. Навык дифференциации слушания, слышания вокально-хорового звучания и собственной игры на фортепиано-очень важный показатель профессионального мастерства концертмейстера. Так же нужно владеть навыком моментального слухового гармонического анализа услышанного, чтобы уметь быстро и ненавязчиво поправить и настроить сфальшивившую партию или несколько партий, аккуратно подыграть хористам для достижения гармоничного обще-хорового или ансамблевого звучания. В произведениях с сопровождением, концертмейстер должен чувствовать и контролировать слухом баланс между хоровым звучанием и сопровождением, не заглушать хор, деликатно уходя на второй план там, где это требуется, и не прятаться и быть полноправным исполнителем, в кульминационных местах и в фортепианных проигрышах. «Фортепиано в ансамбле с хором (в особенности, когда оно замещает оркестр) должно петь, то есть обладать дыханием, мягкой атакой, протяжённость звука, слитностью аккордов. Всё это отличает игру аккомпаниатора-мастера. Изумительные качества фортепиано, его краски, педали, туше, артикуляционное разнообразие, звуковая мощь, широта диапазона-всё это служит вместе с хором общему делу художественного воплощения.»
Если говорить о концертных выступлениях, то хочется отметить следующие моменты. Конечно, как всякий музыкант-исполнитель, концертмейстер должен уметь психологически настраивать себя перед выступлением. Это известно всем. Отмечу, что в процессе выступления с хором, на пианиста ложиться масса определённых задач, от него во многом зависит успешное концертное выступление. Концертмейстер должен преодолеть сценическое волнение, отодвинуть его на второй план, чтобы сконцентрировать своё внимание на выполнение дирижёрской воли хормейстера, который во время концертного исполнения произведения может изменить некоторые темповые и динамические репетиционные наработки, может дольше задержаться на фермате и тому подобное. Зачастую, концерты проходят в залах, где полностью меняется акустика звучания, привычная в репетиционном процессе. Концертмейстер должен предельно сконцентрировать слух, уметь приспособиться к новой акустике и избежать каких-либо потерь в ансамблевом исполнении с дирижёром и хором.
Так же, концертмейстер в хоре должен обладать определёнными психологическими навыками, уметь гармонично психологически подстроиться под дирижёра, быть в творческом союзе с ним. Быть дружелюбным и открытым в работе с хористами. Все эти навыки и качества способствуют гармоничному и творческому микроклимату в хоре.
И конечно, как любой музыкант и творческий человек, концертмейстер в хоровом коллективе должен постоянно совершенствоваться, развивать и оттачивать своё мастерство, вдохновляться и вдохновлять своей игрой, любить свою профессию, быть многогранным и разносторонне-образованным музыкантом и личностью.
Список литературы:
1.Мусин И. А. «Язык дирижёрского жеста» изд. Музыка, г. Москва 2006г.
2.Казачков С. А. «От урока к концерту» изд. казанского университета, г. Казань 1990г.
3.Шендерович Е. В. «В концертмейстерском классе», изд. Музыка, г. Москва 1996г.
4.Озолина Я. А. «Специфика работы с хором» электронный журнал Экстернат РФ, г. С-Петербург 2014г
5.Макеева И. А. «Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с концертным хором», научный журнал "Молодой учёный"№ 11,2014г
- 14148 просмотров