9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

9 декабря — День героев Отечества

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова Светлана Васильевна учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области Цветкова С.В.

 

1 ведущий: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.

 

2 ведущий: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. (Слайд 1)

1 ученик (Слайд 2)

Многие слышали имя Георгия Победоносца. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.

Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых родителей, исповедовавших христианскую веру.

В 20 лет юноша был образован, красив и имел отличное телосложение. Кроме того, он был очень храбр. Святой Георгий выступил против императора, когда тот задумал истребить всех христиан. За выступление против императора, тот приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть пыткам.

2 ученик

В течение 7 дней молодого юношу пытали. Различные истязания выдержал Георгий: его ноги забивали в колоды, а на грудь клали тяжелый камень; его привязывали к колесу, истыканному железными остриями; засыпали негашеной известью на три дня; поили чародейными травами.

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Никакие уговоры не смогли заставить отречься его от веры. И его приговорили к смерти.

Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч (6 мая) 303 г. Именно поэтому 6 мая — День святого великомученика Георгия. Однако в России Днем святого великомученика Георгия является и 9 декабря. Почему? Об этом чуть позже.

1 ученик

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока.

2 ученик (Слайд 3)

Существует легенда, что недалеко от того места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей. Суеверные люди той местности начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Очередь дошла до дочери правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ждать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был не кто иной, как святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек.

На месте этого события и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем.

1 ученик (Слайд 4)

Может и правда Божья сила существует? Георгий верил в это.

Часто люди дают обещания, но не всегда их выполняют, пренебрегая обетами. «Чудо о воине и о коне» — подтверждение этому. Примерно в 670 году в городе Лидде собралось большое войско, чтобы отправиться в поход. Храбрый воин дал обет в храме Святого Георгия, что если он вернется из похода живым, то отдаст в дар Великомученику любимого коня. В смертельной схватке с противником воин остался цел и невредим, хотя войско понесло большие потери. Немногие вернулись на родину после того похода.

И вот зашел воин в храм, поклонился иконе Святого Георгия, но коня не оставил, так как дорог он был ему после сражений, а положил перед иконой денег, сколько стоил конь. Хотел увести коня, но тот не сдвинулся с места. Воин добавлял денег все больше и больше, но конь опять оставался неподвижен. Наконец, поняв, что надо исполнить данное обещание, вместе с деньгами он оставил и коня, который легко пошел к иконе святого. Георгий пережил много страданий, чтобы прожить свою жизнь достойно, чтобы люди помнили его и учились правильно жить, сравнивая свои поступки с его поступками.

2 ученик (Слайд 5)

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в честь него возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершенных чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Все чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьем и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

1 ученик (Слайд 6)

Кроме 6 мая — «Юрий вешний» в России отмечался день 9 декабря- «Юрий осенний».

День «Егория холодного» был установлен в честь освящения храма: по преданию, при крещении русскому князю Ярославу Мудрому было дано имя Георгий, в честь Георгия-Победоносца, и в честь своего ангела-хранителя князь выстроил в Киеве храм, который был освящен 9 декабря. День Егория зимнего отмечался повсеместно, в древности к нему приурочивался особый обычай: безземельные крестьяне за неделю до этого праздника и спустя неделю после него имели право переходить от одного помещика к другому.

2 ученик (Слайд 7)

9 декабря (26 ноября) 1769 года Екатериной II был учрежден орден св. Георгия Победоносца «За службу и храбрость». Полными георгиевскими кавалерами стали М.Кутузов, Михаил Баркла-де-Толи, Иван Паскевич и Иван Дибич.(Слайд 8)

С подвигами некоторых из них мы уже знакомы. Представляем вашему вниманию короткое сообщение о кавалере ордена св. Георгия Иване Ивановиче Дибич-Забалканском.

Иван Иванович Дибич-Забалканский (1785–1831), генерал-фельдмаршал, граф, участник войн с Францией 1805 — 1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Во время заграничного похода Русской армии 1813—1814 гг. — оберквартирмейстер корпуса, генерал-квартирмейстер армии и союзных русско-прусских войск. С 1815 г. — начальник штаба 1-й армии, с 1823 г. — начальник Главного штаба. В русско-турецкую войну 1828 — 1829 гг. — главнокомандующий Русской армией.

Иван Иванович Дибич родился 2 мая 1785 г. в поместье Грослейне в семье полковника прусской армии. Его истинное имя — Иоганн Карл Фридрих Антон. На русский манер его стали звать с 1801 г., когда отец Иоганна, в свое время адъютант Фридриха Великого, был приглашен в Петербург Павлом I. Россия стала для молодого Дибича истинным Отечеством, на службу которого он поступил решительно и бесповоротно. Семнадцатилетний прапорщик усиленно штудировал русский язык и изучал строевую службу.

Первым серьезным боевым испытанием стал для Дибича Аустерлиц (20 ноября 1805 г.). Раненный в правую руку, он перехватил клинок левой, до конца сражения поле боя не покинул. Наградой ему стала шпага с надписью «За храбрость». Весьма отличился он и при Прейсиш-Эйлау (26—27 января 1807 г.).

В 1807 г. Дибич участвовал в боях при Гауштате, Гейсльсберге и Фридланде. За проявленное «личное мужество и распорядительность» в последнем сражении его наградили орденом Святого Георгия четвертой степени.

Отечественную войну 1812 г. Дибич встретил в чине полковника на посту обер-квартирмейстера корпуса графа П. Х. Витгенштейна. За качества, проявленные в сражениях при Клястицах, он был отмечен орденом Святого Георгия третьей степени.

Во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Иван Иванович руководил русскими войсками на Балканах. За организацию осады и взятие Варны его наградили орденом Святого Андрея Первозванного. За сражение при Кулевче, где Дибич разгромил 40-тысячную армию Рашид-паши, ему был пожалован орден Святого Георгия второй степени.

По окончании войны, для победы в которой Дибич сделал много, ему было даровано почетное прибавление к фамилии — Забалканский. Он был награжден фельдмаршальским жезлом и орденом Святого Георгия первой степени.

1 ученик (Слайд 9)

Но есть воины особые, они не носят ратных доспехов, их оружие — крест и благодать Божия. Это военные православные священники.

Именно они поддерживают дух армии, волю к победе, бесстрашие и упование на волю Божию. Это они готовят воинов к битве через Исповедь и Причастие, они принимают последний вздох и последние слова умирающих, они благословляют раненых на выздоровление, а новобранцев — на подвиг. От священника нередко требовалось умение перевязать рану, остановить кровотечение. Помимо этого в их обязанности входило обязательное захоронение всех погибших. Они приучали свою паству к порядку, опрятности, послушанию, правдивости, честности. Объясняли, что такое подвиг во славу русского оружия и Отчизны.

Неслучайно даже Александр Васильевич Суворов «каждую победу, каждую удачу приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол».

Стихотворение «Священник»

2 ученик

Орденом св. Георгия награждались и полковые священники. Архивные исследования указывают на восемнадцать таких славных имен.

Слайд 10 «На поле битвы они всегда были достойными пастырями беззаветного храброго христолюбивого воинства, безропотно переносили тягости походной жизни, бестрепетно ходили со своими частями на штурмы, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в плену и самую смерть».

(Слайд 11)

Первым высшей военной награды России — офицерского креста четвертой степени — был удостоен священник 19-го Егерского пехотного полка о. Василий Васильковский, герой 1812 года. Во время кровавого боя с французами под Витебском 15 июля 1812 года шел со Святым крестом вперед, осеняя им воинов, вселяя в их сердца дух особенной неустрашимости. Благословляя однополчан в самом жарком огне, здесь же, на поле битвы, исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжелораненых и умирающих воинов. Был ранен осколком ядра, но оставался на поле боя. Вражеская пуля, попав в Святой крест, бывший в руках у батюшки, причиняет ему сильнейшую контузию, но и тогда остается он на поле сражения.

В сражении под Малым Ярославцем 31 октября 1812 года о. Василий впереди полка с крестом в руках своим примером мужества поощрял солдат поражать врагов и умирать бесстрашно за Веру и Государя, причем был ранен пулею в голову. 26 марта 1813 года пастырю был пожалован орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени.

Вследствие тяжелых ран и контузии доблестный пастырь не вынес трудностей далекого похода и скончался во Франции 24 ноября 1813 года.

Вторым Георгиевским кавалером стал священник Тобольского пехотного полка о. Иов Каминский. При штурме г. Рахова во время войны с Турцией в 1829 г. о. Иов при переправе через р. Дунай на неприятельский берег, благословив воинов, в полном облачении, переправился с ними на лодке, с боем взял неприятельскую батарею, причем был тяжело ранен пулею в голову, с повреждением челюстей и языка. Государь Император пожаловал герою орден Святого Георгия 4-йстепени, пожизненный пансион ежегодно по пятьсот рублей и повелел Св. Синоду определить его к Петергофской Дворцовой церкви.

Протоиерей Могилевского полка о. Иоанн Пятибоков — третий Георгиевский кавалер. Он прославился на поле брани как герой кровопролитного штурма турецких батарей на Дунае в 1854 году. В тяжелейшем бою, когда войска наши, потеряв многих командиров, дрогнули и смешались, о. Иоанн, возложив на себя епитрахиль и взяв в руки Святой крест, выступил вперед солдат, осенил крестом христолюбивых воинов и громко сказал: «С нами Бог, ребята, и да расточатся враги его… Родимые, не посрамим себя! Сослужим службу во славу святой церкви, в честь Государя и на утешение нашей Матушки России! Ура!!!» и первым устремился на врагов. Воодушевленные примером своего духовного отца, солдаты дружным натиском вступили в бой… А о. Иоанн одним из первых взошел на стены укрепления, причем получил две контузии в грудь: от Св. креста была отбита пулею левая сторона, и бывшая на о. Иоанне епитрахиль разорвана картечью. Геройский штурм турецких укреплений кончился полной победой над врагом.

Император Николай Павлович причислил героя к ордену Св. Георгия Победоносца 4-й степени.
Четвертым кавалером ордена Св. Георгия Победоносца был иеромонах Иоанникий Савинов, служивший в 45 Флотском экипаже и участвовавший в Крымской кампании. Отважный подвиг совершен им в 1855 году в ночь с 10 на 11 марта. В самый решительный момент боя, когда наши были бы подавлены неприятелем, раздалось величественное пение молитвы за Царя: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему на сопротивные даруй», и в рядах сражавшихся войск увидели о. Иоанникия Савинова, который в епитрахили, с поднятым крестом, торжественно, несмотря на царившую вокруг смерть, пел могучим голосом церковную песнь. Вдохновленные пастырем, русские воины выбили французов из второй и третьей линий траншей. Видя успех борьбы, о. Иоанникий обратил все свое внимание на раненых страдающих воинов, своих и неприятельских: одним подавал помощь на месте, других отправлял на перевязочный пункт; от тяжелой контузии потерял сознание…

О самоотверженном подвиге иеромонаха Иоанникия было донесено Императору Александру II, который и удостоил его ордена Св. Георгия 4-й степени.

1 ученик

Прославили себя полковые священники и в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг.

Генерал А. А. Брусилов, один из замечательных русских полководцев, в 1915 г. писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой». (Слайд 12)

2 ученик. За время с начала войны и до 1 апреля 1915 г. Православные священнослужители получили: 4 ордена Св. Георгия Победоносца, 1 панагию на Георгиевской ленте, 12 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества.

За время Великой войны 1914—1918 гг. за проявленный героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено (по неполным данным) 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте. (Слайд13)

1 ученик. Назовем же эти славные имена (Слайд 14)

Священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Щербаковский был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени «за доблестный подвиг мужества и неустрашимости, совершенный в Тюренченском бою 18 апреля 1904 г. с японцами». После того, как были убиты все командиры, с крестом, в рясе поднял в атаку остатки полка, которые отбили сопку и дали возможность выйти из окружения. Несколько раз раненый, он не покинул поля сражения и был взят в плен. Впоследствии, японцы, узнавшие о его подвиге, с почестями вернули о. Стефана на родину. В этом тяжелейшем бою рядом с полковым батюшкой до конца оставался унтер-офицер, церковник полковой церкви Перч, перевязывавший раны священника. Командующий армией генерал-адъютант Куропаткин наградил Перча 100 рублями и представил его к солдатскому Георгию 4-степени.

Отличился о. Стефан Щербаковский, имевший за Русско-японскую войну ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й ст., Св. Владимира 4-й ст. с мечами, Св. Анны 2-й ст. с мечами, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, и в Первой мировой войне 1914—1918 гг.

(Слайд 15) 16 октября 1914 года геройски погиб священник линейного заградителя «Прут», иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний Антоний (Смирнов). Когда «Прут» во время боя начал погружаться в воду, о. Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля и, надев ризу, вышел на палубу со Св. Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад, осенив их Св. Крестом. А затем вновь опустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой…

1 марта 1915 года благочинный 7-го Финляндского стрелкового полка о. Сергей Соколовский был ранен ружейной пулей в бедро. Узнав о геройском поведении о. Соколовского в бою, Протопресвитер на рапорте написал: «… горжусь чудной работой о. Соколовского…».

За свой подвиг он был представлен командиром 7-го Финляндского полка к ордену Св. Георгия 4-й степени. Вторую половину войны протоиерей о. Сергей Соколовский вместе со своим полком воевал на французском фронте, прозванный французами за свою храбрость «легендарным священником», где был дважды ранен, во второй раз с потерею кисти правой руки. О его подвиге, совершенном в 1916 году, и за который он был удостоен ордена Почетного Легиона и Военного Креста Франции, свидетельствует архивный документ, который мы приводим полностью.

5 декабря сводная рота 6 полка произвела нападение на германскую позицию для захвата пленных. Рота исполнила порученное дело, потеряв убитыми 5 человек, в том числе прапорщика Новикова и ранеными 21, в том числе 3-х офицеров и протоиерея Соколовского, Георгиевского кавалера, раненого в руку и в бок с повреждением легкого. Во французском дивизионном госпитале вследствие большой потери крови отцу Соколовскому понадобилось перелить постороннюю кровь. Свои услуги предложил французский санитар Матирин Потье. После этой операции батюшка пришел в сознание.

2 ученик

(Слайд 16) 9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира полка, но полк не двинулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник о. Василий Шпичек и с криком: «За мной, ребята!» понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весь полк. Атака была чрезвычайно стремительной; противник бежал. Полк одержал победу. И о. Василий был награжден Георгием 4-й степени.

1 ученик

Отец иеромонах Амвросий исполнял пастырские обязанности в 3-м Гренадерском Перновском полку. Когда утомленные продолжительным боем перновцы дрогнули, предстал перед ними воин Христов отец Амвросий с горячим пастырским словом, с Св. Крестом, являя собой пример истинной храбрости. Воодушевленные своим пастырем, перновские гренадеры в решительную минуту ударили в штыки, чем окончательно опрокинули противника с большими для него потерями. Отец Амвросий с крестом шел во время атаки и погиб 24 июня 1915 года.

2 ученик

К лету 1915 г. орденом Св. Георгия 4-й степени были пожалованы священник 5-го Финляндского полка Михаил Семенов, исполняющий пастырские обязанности в 209-м пехотном Богородском полку иеромонах Филофей, а также иеромонах о. Евтихий Тулупов, полковой священник, погибший в бою 9 июля 1915 г., за совершенный им геройский подвиг в бою под деревней Можейканы.

1 ученик

В январе 1916 г. к ордену был представлен священник 42-й артиллерийской бригады о. Виктор Кашубский за выдающееся исполнение им пастырских обязанностей, затем был отмечен высокой наградой священник 217-го Ковровского полка о. Владимир Праницкий.

2 ученик

«За военные отличия и выдающиеся геройское исполнение пастырских обязанностей» ордена удостаивается протоиерей 6-го Финляндского стрелкового полка Андрей Богословский.

1 ученик

7 ноября 1916 г. К ордену Св. Георгия 4-й степени причислен протоиерей 154-го пехотного Дербентского полка Павел Смирнов за то, что после двух неудачных, под командой военных чинов, атак повел с крестом в руках, батальон названного полка на штурм сильнейшего турецкого укрепления у селения Тарходжа, каковое укрепление после этого штурма и было взято, а о. Смирнов был тяжело ранен.

2 ученик

Сопричислен к ордену священник 439-го пехотного Илецкого полка Михаил Дудицкий
31 августа 1917 г. причислен к ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени убитый в бою с неприятелем священник Черноярского пехотного полка Александр Тарноуцкий за то, что в бою 19 октября 1916 г. в районе деревни Юльяновки собрал остатки отошедших рот и с крестом в руках, под сильным ружейным и пулеметным огнем, повел их в атаку, но сам пал смертельно раненым; воодушевленные его примером самоотверженные роты, после упорной штыковой схватки выбили противника и восстановили прежнее положение.

Наконец, в годы Первой мировой войны полковой священник 245-го Бердянского полка о. Василий Островидов был награжден солдатским Георгиевским крестом.

1 ученик

(Слайд 17) Протопресвитер Г. Шавельский писал:
«В Великую войну военное духовенство… работало дружно, согласно, по самой широкой программе. Священники делили с воинами все тяжести и опасности войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли наших воинов от столь возможного на войне ожесточения и озверения».

«О деятельности военного духовенства на театре военных действий я имел счастье слышать блестящие отзывы от обоих Верховных Главнокомандующих. В конце 1916 года Государь как-то сказал мне:
— От всех, приезжающих ко мне с фронта военных начальников я слышу самые лучшие отзывы о работе военных священников в рядах армии.

Еще решительнее, в присутствии чинов своего штаба, отозвался в 1915 году великий князь Николай Николаевич:

— Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии.
Я дважды слышал от него эти слова. Такие отзывы были вполне заслужены духовенством».

2 ученик

(Слайд18) Хотим отметить еще одного священника. Священник — полный георгиевский кавалер Георгий Пухнов из города Уржум. Кроме Георгиевских крестов, на груди священника медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

1 ученик

В 1790 г. особым указом Императора Павла I специально для награждения военных священников за боевые подвиги был учрежден золотой наперсный крест на Георгиевской ленте.
В 1801 году при императоре Александре I была создана особая войсковая семинария, которая готовила военных священников. (Слайд 19, 20, 21)

2 ученик

Но более подробно о наперсных крестах и о тех, кто их получал, мы расскажем на следующем сборе, посвященном Дню Отечества и Георгиевским кавалерам.

1 ученик

Можно приобрести воинское искусство в учениях и сражениях, но выиграть битву может только тот, кто имеет веру, беззаветную преданность и нерушимую стойкость. Прежде всего, нужна вера. Святая жертвенность «за други своя» воспитывается не уставами и инструкциями, а Православной Церковью, впитывается с молоком матери, которая знает, что сын — это будущий защитник Родины.

Презентация «9 декабря — День героев Отечества»

Презентация «9 декабря — День героев Отечества»
Открыть презентацию «9 декабря — День героев Отечества»Открыть презентацию Скачать презентацию «9 декабря — День героев Отечества» Скачать презентацию