Помощь в подготовке учителей к профессиональному саморазвитию
Ешкенов Асет Фархадович, заместитель директора по учебной работе, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Новопокровская средняя школа, СКО, район Шал акына, село Новопокровка |
Мы все говорим современный педагог, современный учитель, но слово «учитель» пришло к нам из давних времен и учитель тогда был самым культурным человеком в широком смысле этого слова. Это был человек, который умел объяснить все, человек который также умел слушать и слышать, и эти качества, являются очень важными в саморазвитии, так как человек мудрый, берет свои знания из всей прожитой им жизни, этот человек не перестает учиться, развивать свою личность до бесконечности и бесконечно этим одержим. Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, так он становиться еще более важным человеком для тех, кто его слушает. Я думаю каждый учитель думает о своем саморазвитии, но не каждый понимает насколько это важно и как заниматься саморазвитием беспрерывно. В наше время, форм для саморазвития очень много и просторы интернета в это несомненно помогают, учитель может заниматься любой деятельностью, от чтения книг и статей в интернете и общения со своими коллегами, до написания научно-исследовательской статьи. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию или саморазвитию.
Саморазвитие — это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности в процессе которой человек саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективно общественной так и субъективной значимости.
Формы организации саморазвития
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы саморазвития — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
- система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов;
- применение интернет ресурсов, внедрение электронного образования.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Как вы можете заметить, я выбрал 5 основных видов саморазвития, это именно те виды, которые мы непосредственно используем в соей работе. Как нам всем известно, что в образовании произошли масштабные перемены, и эти перемены воспринимались очень жестко со стороны педагогов тех, которые не хотели, что-либо менять в своей работе. Как раз эти факторы и указывают на низкое желание саморазвиваться, это в основном учителя, которые проработали много лет, в связи с этим, мы организовали работу по сетевому сообществу, собрали семинар на котором собрали наших коллег из соседних школ, показали на практике, что обновленное содержание образование, т. е. использование новых методов преподавания очень удобно, так как может мы не меняемся, но дети меняются уж точно и нужно понимать это. На данный момент в нашей школе 28 педагогов, из них практически все прошли курсы обновленного содержания образования, и таким образом наше педагогическое сообщество работает по сей день, давая возможность помогать друг другу и принимать саморазвитие, как естественный процесс жизни педагога. Это все дало возможность мне, как заместителю директора по учебной работе, сподвигнуть своих педагогов к получению высшего образования, тем самым повышая качественный состав педагогов с высшим образованием на 4%, пусть эти цифры не большие, но они показывают положительную динамику, а это на мой взгляд, очень важно. Также наши педагоги прошли курсовую переподготовку, тем самым получив дополнительную специальность. Я бесконечно рад тому, что наши учителя после того, как мы указали им вектор к самосовершенствованию, сделав небольшой шажочек к саморазвитию, перешли в режим электронной лавины, передавая энергию друг другу. И теперь я смело могу говорить о том, что наши педагоги учувствуют в онлайн олимпиадах, учувствуют в олимпиадах ученики, работают над научными проектами, делятся наработанным опытом друг с другом.
Именно данным опытом работы, я хотел поделиться в этой статье. И помните, ученье — свет, а неученье — тьма! Спасибо, что прочли! Всем огромного счастья!
Список используемой литературы
1. Проект «Долгосрочная программа развития образования до 2020 г», Астана 2008г
2. Власова, Е. А. «История становления, проблемы процесса саморазвития» — М.: Фолио, 2007
5. Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н. Мартина// Директор школы. — 2006. — № 3.
6. Жунусова М. Р., Аутакирова Х. Ж. «Развитие профессиональных компетенций учителей предметников естественно математического направления», Караганда 2008.
7. Жунусова М. Р, Ильясова Д. С. «Введение в научное исследование», Караганда 2008.
Похожие материалы: httpsss://infourok.ru/programma-samorazvitiya-uchitelya-material-v-pomosch-po-organizacii-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-616929.html
- 7074 просмотра