Урок русского языка: «Род имён существительных»
Синицына Марина Александровна учитель начальных классов специалист высшего уровня квалификации второй категории КГУ «Специальная (коррекционная) |
3 класс
Задачи:
- Познакомить детей с новым признаком имени существительного — родом. Повторить ранее изученные признаки существительного.
- Развивать речь, мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать интерес к предмету, совершенствовать учебные навыки
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика
Минутка чистописания:
Рисунок 1. «Минутка чистописания»
Языком не торопись, торопись делом.
— Как вы понимаете смысл этой половицы?
Эти слова станут девизом нашего урока.
Повторение
Всему название дано и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным — полно,
А безымянных нету,
И всё. Что может видеть глаз, —
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Оно живёт ведь в мире этом,
Даёт названия предметам.
— О какой части речи это стихотворение?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим строить дом под названием «Имя существительное».
Рисунок 2. «Имя существительное»
— На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?
Рисунок 3. «Кто? Что?»
— О каких признаках мы говорили на прошлых уроках?
Рисунок 4. «Одушевлённые — Неодушевлённые»
Рисунок 5. «Собственные — Нарицательные»
Работа над темой урока
— Недавно я прочитала интересное письмо, которое получила моя соседка Оля от
Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой, добрая мама, угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил вашу страну. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.
— Что вас рассмешило? А может, удивило?
(не знает русский язык)
— А что именно Майкл не знает?
(он не знает род имён существительных)
— Вы согласны с мнением…?
— Тема нашего урока: «Род имён существительных».
Рисунок 6. «Род имён существительных»
— Давайте поможем Майклу. Вспомните какие слова — помощники нужны для определения рода?
Правило по учебнику.
Столбиком запишите слова отгадки и определите род:
На нем растёт картофель или пшеница. Дождливое время года перед зимой. Когда боишься чего то, то в душе рождается… Им рубят деревья. У Чайковского есть балет «Лебединое…» Черника, земляника, голубика — это… Так называется свежее известие. Последний месяц осени. Белое, пушистое плывёт в небе. Хвойное дерево. |
Поле Осень Страх Топор Озеро Ягода Новость Ноябрь Облако Ель |
— Взяв первые буквы разгаданных слов, составьте из них новое слово. Вы узнаете, каким свойством является грамматический признак рода для имени существительного.
— Итак, грамматический признак рода это постоянный признак.
На карточках слова:
Тюль | Это существительные мужского рода. |
Шампунь | |
Кофе |
— Составьте с ними предложения.
На окне висел кружевной тюль.
Мама купила душистый шампунь.
Папа любит крепкий кофе.
Работа в группах.
Каждому ряду даётся тема («Зимняя погода», «Мой класс»). Нужно придумать по три существительных каждого рода.
Итог урока
— Тема урока?
— Чему учились?
— Так, что же посоветуем Майклу?
(выучить род имена существительные).
Домашнее задание
Написать мини сочинение, используя имена существительные из таблицы вашей группы.
- 9022 просмотра