Урок по русской литературе в 6 классе на тему: «А.С. Пушкин „Станционный смотритель“»
Фельбуш Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, второй квалификационной категории высшего уровня, КГУ «Кызыласкерская средняя школа им. |
Цели урока:
- Выявить нравственные проблемы повести.
- Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
- Показать роль автора и рассказчика в повести «Станционный смотритель»,
- Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
- Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Проверяется в ходе всего урока
III. Вводное слово учителя
Александр Сергеевич Пушкин был не только поэтом — в зрелые годы он создал ряд выдающихся драматических и прозаических произведений.
Осенью 1830 года
«Повести Белкина» — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Мнимый автор повестей — Иван Петрович Белкин — самый обыкновенный человек, чья жизнь не богата значительными событиями, поэтому его записки — это пересказ услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Присутствие настоящего автора — Пушкина — ощущается в мягкой иронии, насмешливом или сочувственном отношении к героям повестей.
IV.Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель»
Работа по повести, прочитанной дома.
V. Понятие об образе «маленького человека» в литературе
Эпиграфом к повести «Станционный смотритель» взяты слова Князя Вяземского Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор.
Этими словами Пушкин хотел выразить иронию над своим героем. Несмотря на то, что данная повесть окрашена грустью, в ней есть ироничные моменты.
Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали стан¬ции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станцион¬ный смотритель.
Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение «маленький человек»).
«Маленький человек» — это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Работа со словом «диктатор».
— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?
— Почему?
(«Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной вла¬стью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проез¬жающие.)
Работа со значением имени героя: Самсон Вырин.
Здесь также мы видим иронию в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря.
Герой Пушкина — ничем не примечательный чиновник низше¬го класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными.
По существу, с Пушкина началась разработка одной из люби¬мых тем русской литературы — темы «маленького человека».
VI. Беседа по вопросам учебника
Стр. 208–209
1. Кто такие станционные смотрители? Почему автор сочувствует им?
2. Почему повесть называется «Станционный смотритель?»
3. Какие времена года описаны в повести
4. Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин? Как меняется его внешность?
5. Что случилось с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней?
6. Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необыч¬ность ее судьбы?
7. Прокомментируйте (объясните) поведение гусара Минского, начиная с первой его минуты появления на станции.
8.Что мы узнаем о дальнейшей судьбе смотрителя и его дочери?
8. Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился: и умер?
9. Какую роль играет пейзаж? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?
10. В чем отличие сюжета повести
VII. Подведение итогов урока
— Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?
— Кому из героев рассказчик симпатизирует?
— Кто же виноват в трагедии Вырина?
— Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
— Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, — это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?
— Девочки, что вам может сказать или сделать молодой человек, а вернее, ради чего в своей жизни вы бы бросили своего отца?
Вывод.
Домашнее задание
1. Подготовиться к сочинению по произведениям
- 21488 просмотров