Цветочные ароматы «Согровского заповедника»
Тулинова Елена Анатольевна, воспитатель, второй квалификационной категории высшего уровня, ГККП « |
Цель: Углубить представление детей о заповедных местах Северного Казахстана; воспитывать любовь к малой Родине; воспитывать бережное отношение к природе; пробудить интерес к окружающему миру; развивать инициативу и активность.
Материал для занятия: Карта Северного Казахстана с обозначенными заповедными зонами; иллюстрации растений и животных, занесенных в Красную книгу Казахстана; видеоряд фотографий заповедных зон Казахстана; атрибуты для игровых моментов; макет уголка Согровского заповедника; буклеты с информацией о Согровском заповеднике для гостей.
Предварительная работа: Рассматривание серии фотографий «Заповедник «Сардоник», Согровский заповедник; совместное оформление с детьми фотогазеты о заповеднике; совместно с родителями создание макета уголка заповедника; чтение художественной литературы о заповедниках с последующей беседой; оформление альбома с рисунками детей «В заповедном краю».
Ход занятия:
Утренний круг:
Амансың ба көк Аспан,
Амансың ба Жерана.
Амансың ба достарым
Амансың ба қонақтар!
Воспитатель:
Где исчезающих животных можно встретить,
И редких птиц, парящих в небесах?
Цветы и травы, что росли в лугах?
Увы. В природе мало их осталось.
В каком же месте можно встретить их сейчас?
Дети: В заповеднике.
Воспитатель: На территории нашей области есть два заповедника (Показать карту). С одним заповедником мы с вами уже знакомы. Это заповедник «Сардоник», который находится в
Воспитатель: Ребята, что означает красный цвет?
Дети: Сигнал опасности, предупреждение.
Дети: В Красной книге собраны сведения о растениях и животных, которым угрожает исчезновение. Если люди их не защитят, они погибнут.
Воспитатель: Ребята, а что же такое заповедник, кто скажет?
Дети: Это место, где звери, птицы, насекомые и рыбы живут рядом, в согласии и мире. Это место, где вся природа охраняется человеком.
Воспитатель: Да, ребята, заповедник это почти сказочный лес, который охраняется государством, жизнь здесь течет по своим правилам, и человеку надо соблюдать правила поведения в заповеднике. Давайте вспомним эти правила. (Выставляют вокруг символа карточки с правилами поведения в природе.)
Игра «Можно и нельзя»
(Дети отвечают хором.)
Ломать деревья и ветки (нельзя).
Сажать больше деревьев (можно).
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).
Ходить только по тропинкам (можно).
Рвать большие букеты цветов (нельзя).
Любоваться ими (можно).
Оставлять мусор в лесу (нельзя).
Собрать мусор в яму и закопать (можно).
Разжигать костры в лесу (нельзя).
Беречь лес от пожара (можно).
В лесу шуметь (нельзя).
Воспитатель: В Согровском заповеднике эти правила соблюдаются, поэтому многие виды животных и растений стали восстанавливаться. Например, в леса вернулись бобры, кабаны.
Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание: найти информацию об этих животных вместе с взрослыми. Давайте, вас послушаем.
Дети: Кабаны живут стадами. Где стадо пройдет, вся земля переворочена. Кабаны ищут корешки, мышей, ящериц, улиток, червей.
Воспитатель: То есть кабан всеядное животное.
Дети: Животное похоже на свинью, также хрюкает и визжит, у него большие клыки, ест жёлуди.
Дети:
Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, что поросята родятся с продольными полосами: белыми,
Воспитатель: А что вы можете рассказать о бобрах?
Дети: Мы с мамой нашли стихотворение о бобрах.
Работящие зверьки
Строят дом среди реки
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход.
Дети: А мы такое стихотворение нашли:
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Дети: Бобры симпатичные зверьки. Осиновая кора любимое лакомство бобра.
Воспитатель: А еще, ребята, бобры — хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который беркут со дна водоема. Жилище бобра всегда чистое и в полном порядке. В заповеднике бобры хорошо прижились и их называют «инженерами животного царства».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много информации нашли о кабанах и бобрах, а сейчас, я предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (Раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (Вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем —
Вдалеке там водоем (Смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее,
Раз, два. Раз, два. (Прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
И беседу заведем.
Воспитатель: В Согровском заповеднике удивителен растительный мир. У нас есть макет — уменьшенная копия одного из уголков этого заповедника (Дети подходят к макету).
Ребята, посмотрите, а это что за прекрасная, волшебная звезда? (На макете стоит кувшинка.)
Дети: Кувшинка.
Воспитатель: В дельте Согры заповедной — чудо красоты
Словно звезды в небе — на реке цветы.
Водяными розами кувшинки здесь цветут
Вслед за солнцем бронзовым — медленно плывут.
На зеленных листьях — восковый налет
Серебристой ртутью в них вода течет.
Воспитатель: Самым красивым цветком Согровских водоемов является кувшинка белоснежная. Кувшинка — растение из сказки. Научное название «Нимфея» дано растению в честь мифологических нимф, которые обитали в воде, а также за красоту цветка. А что вы можете рассказать о ней?
Дети: По поведению цветков белой кувшинки можно предсказать погоду. Если приближается ненастье, цветы совсем не показываются из воды или скрываются очень рано.
Воспитатель: А я знаю, что у славянских народов кувшинке приписывалась могущественная сила. Ее называли
Дети: Мы читали легенду, которая рассказывает о том, что под водой цветки превращаются в русалок, а первые лучи солнца возвращают им образ цветка
Воспитатель: Ребята, я бы сравнила кувшинку с королевой и назвала бы ее Королева вод. А с кем бы вы ее сравнили?
Дети: Белая снегурочка, лебединый цветок, белая лебедь, Снежная королева.
Воспитатель: Кувшинка живет только в воде. Сорвешь этот цветок — и померкнет его красота, водоем лишится чуда, созданного природой. И мы все должны помнить, что кувшинка белоснежная занесена в Красную книгу Казахстана.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас еще с одним уникальным растением Согровского заповедника из Красной книги. О нем сложено много легенд, одну из них я вам расскажу.
Забрела однажды в северные леса Венера и, увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тот час выглянуло
Его еще называют кукушкиными сапожками и петушками, «марьин башмачок», «богородицы сапожки». Цветок очень похож на изящную туфельку красавицы. Интересно, что в Америке этот цветок называют «мокасинами», в Англии — «дамскими туфельками». А ботаники дали этому растению имя кипридин (венерин) башмачок.
Ребенок:
Я Венерин башмачок,
Франт невероятный,
Желтый с бантиком цветок,
Всем весьма приятный.
Я по северным лесам —
Роскошь без примера,
И, клянусь, не цвел бы там,
Если б не Венера.
Раз, когда цвела весна,
Полная отрады,
Забрела сюда она
С берегов Эллады.
Пел соловушка, стеня,
Сладко, нежно, мило,
И — богиня тут меня
С ножки обронила.
И в цветочек превратясь,
В щегольском уборе
Я с тех пор царю, как князь,
В этой скромной флоре
Воспитатель: Это цветок из семейства орхидеи. Что вам напоминает форма цветка?
Дети: Форма цветка напоминает изящную женскую туфельку.
Воспитатель: А вы знаете, что растение восемнадцать лет копит силы и наконец расцветает, чтобы продолжить род. Венерин башмачок цветет почти месяц.
Но за красоту цветка нависла над башмачками угроза исчезновения. Часто люди не могут пройти мимо цветущих растений, срывают их, чтобы принести букетик домой. И невдомек им, как долго природа лелеяла этот цветок.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я вам принесла цветок «венерин башмачок», сделанный из бумаги. Рассмотрите его и скажите, чего не хватает?
Дети: Листочков.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать, где же нам взять листочки?
Дети: Вырезать листочки из цветной бумаги и приклеить. (Дети вырезают листочки, приклеивают к стебельку.)
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились прекрасные «венерины башмачки». Давайте поместим их на наш макет. (Подошли к макету.)
Воспитатель: Ребята, «венерин башмачок» произрастает в болотистых местах, где прохлада, тень, много влаги. Так куда же мы поместим цветочки?
Дети: Поближе к водоёму.
Воспитатель: Ребята, для чего мы создали макет и поместили туда кувшинку, «венерин башмачок»?
Дети: Чтобы они напоминали нам и гостям нашей группы о том, что природу надо беречь, охранять и заботится о ней.
Воспитатель: Правильно, ребята! Не забывайте, что эти растения занесены в Красную книгу не только Казахстана, но и в Красную книгу Мирового сообщества.
Воспитатель: Закончим мы наше занятие еще одним «кругом радости». (На столе стоят подносы с сердечками разного цвета.)
Воспитатель: Посмотрите, это самая настоящая радуга любви: красные сердечки — это любовь к семье, оранжевые — это любовь к друзьям, зеленые — это любовь к природе, желтые — это любовь к солнышку, голубые — это любовь к Родине, а фиолетовые — это любовь к самому себе. Возьмите из каждого подноса по одному сердечку. Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем.
Дети:
Прими планета наш салют,
Летит он выше крыши.
А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек.
- 7086 просмотров