Урок самопознания: «Понимать себя и других»
Риккель Любовь Ивановна учитель начальных классов |
Предмет: Самопознание
Класс: 3 «В»
Цель: расширить представления учащихся о ценностях понимания
Задачи:
- раскрыть значение понятий — взаимное понимание, согласие;
- развивать стремление уважать мнения других людей;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение к себе и к окружающим тебя людям.
Оборудование: шкатулка с зеркальцем, анкета, карточки, картинки с изображением героев мультфильмов, мягкие игрушки — Чебурашка, Крокодил Гена, магнитофон, диск, елка, гирлянды, учебники
Ход урока
1. Организационный момент
2. Побуждение
«Круг радости»
Всем Добрый день. Я рада видеть всех вас в нашем тесном кругу. Каждый новый день, новый урок «Самопознания» приносит радость, возможность испытать новые ощущения. И поэтому сейчас я передаю вам эту"Волшебную шкатулку», предлагаю заглянуть в неё и сказать вслух доброе пожелание.
Беседа
— Что вы увидели в «Шкатулке»?
— Зеркало.
— Кого вы увидели в зеркале?
— СЕБЯ.
— Как вы думаете, есть ли ещё такой человек на свете? (размышления детей).
— Каждый из нас — единственный и неповторимый, и поэтому понимание к миру, к окружающим людям начинается с самого СЕБЯ.
— Мы все убедились, что вы можете говорить друг другу приятные пожелания, комплементы. И сейчас, ребята, я предлагаю вам исполнить куплет из песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплементы».
(Под фонограмму дети исполняют отрывок из песни).
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплементы,
Ведь это все любви счастливые моменты…
(Дети рассаживаются по группам).
Народная мудрость гласит: «Понимание — основа любви». Это и есть цитата нашего урока.
3. Реализация
Лексическая разминка «Копилка эрудита».
а) Подобрать антоним к слову «понимание».
Понимание — непонимание
б) Сбор ассоциаций к этим словам:
понимание дружба любовь доверие сила |
непониманиe ненависть злость недоверие бессилие |
— Что объединяет эти два понятия?
— Чувства, отношения, душа….
— В чём различие?
— Понимание вызывает положительные эмоции, а непонимание — отрицательные (ответы учащихся).
Анкета «Мой класс»
В каждом коллективе возникают проблемные ситуации. Нужно их обязательно решать, прилагая усилия, приходить к взаимопониманию. Перед вами анкета. Чтобы узнать, есть ли
- Существует ли взаимопонимание в твоём классе? (да, нет)
- Что тебя радует?
- Что беспокоит?
- Что удаётся делать всем вместе?
- Существует ли доверие в отношении друг к другу?
- Кто помогает наладить отношения друг с другом? (учитель, сами ребята)
- Что бы хотелось изменить в отношениях одноклассников?
К следующему уроку я проанализирую ваши анкеты, и мы узнаем, существует ли понимание в нашем классе и над чем нам предстоит поработать.
Разгадывание ребуса
7я
Семья.
— Что такое «семья»?
— Семья — группа родственников, живущих вместе. А в каждой семье есть такая традиция — встречать гостей.
Обыгрывание ситуации «Встреча с бабушкой».
Бабушка, которая живёт вместе с вами, уезжала в другой город. Через некоторое время она вернулась домой. У неё трое внуков.
— Как вы встретите бабушку? (размышления ребят)
— Кто из ребят поступил правильно? Почему?
Саша. Потому что он взял сумку у бабушки, помог ей раздеться и пройти в комнату.
Знакомство с новым произведением. Работа по учебнику.
1) Чтение произведения «Семь дочерей» (с.43)
а) чтение «цепочкой» — учитель — ученики
б) как встретили четыре дочери свою мать после долгой разлуки?
(заполнить Карточку № 2 — индивидуально).
2) Домысел
Как же поступят ещё три дочери?
в) чтение про себя оставшейся части (с.44)
г) совпали ли
д) к кому из дочерей можно отнести строки: «Больше слов — меньше дела»?
е) найти и прочитать строки из произведения о встрече матери с той дочерью, которая поступила правильно.
Вывод: Нужно в определённой ситуации к окружающим тебя людям относиться с пониманием, то есть выбирать правильное решение.
Физминутка
Игра «Найди друга»
К нам в гости пришли герои мультфильмов, которые хотят, чтобы вы помогли им найти пару (Карточка № 3 — работа в паре — соедини стрелками)
Чебурашка Малыш Дядя Фёдор Мальвина Кот Леопольд |
Карлсон Буратино Мыши Кот Матроскин Крокодил Гена |
Проверка (на доске прикрепить картинки с изображением друзей)
— Что их объединяет?
— Взаимопонимание.
— Ребята, я приготовила для вас сюрприз. К вам в гости пришёл Чебурашка и хочет исполнить песню, в которой расскажет не только о себе, но и о своём друге. (Мягкая игрушка Чебурашка поёт песню. Появляется Крокодил Гена.
Ученики поют песню вместе с героями мультфильма).
Объясните смысл пословицы: Нет друга — ищи, нашёл — береги.
Творческая работа в группах «Нарядим ёлку»
Приближается весёлый праздник — Новый год. Все дети вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой будут водить хороводы, петь песни, общаться друг с другом. Но сначала нужно нарядить ёлку, выбрав игрушки со словами, помогающими достигать понимание: улыбка, помощь, сердечность, чуткость, злость, доброта, бессердечность, вежливость, воспитанность, любовь, счастье.
(Учащиеся делают аппликацию).
Презентация работ (аппликации прикрепляются на доску, учащиеся объясняют выбор игрушек).
Вывод: Понимание — это основа любви, а любовь — это дружба, счастье.
4. Рефлексия
Карточка выхода.
— Было ли занятие для вас полезным?
— Что было самым трудным?
— Что больше всего понравилось и запомнилось?
Круг «От сердца к сердцу»
Чтение стихотворения (рассказывает ученик).
Если тебе вдруг станет
Невыносимо больно.
Если душа устанет,
Или на сердце грусть,
Ты поделись со мною
Этой своей бедою.
Пусть тебе станет легче,
Станет спокойней пусть.
В. Богарских
Песня «Мы желаем счастья Вам» (под фонограмму ученики исполняют отрывок из песни).
Итог урока: Пусть в ваших сердцах загораются искорки взаимопонимания так же ярко и красиво, как огоньки на этой ёлке (зажечь гирлянды на ёлке) и никогда не гаснут.
Д.з: придумать Закон, как «Понимать СЕБЯ и ДРУГИХ», проанализировать вместе с родителями.
- 22151 просмотр