9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок математики в 1 классе: «Буквенное выражение»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Швецова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Смирновская средняя школа № 2», село Смирново, Аккайынский район, СКО

Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради № 3, карточки — задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, карточки с буквенными и числовыми выражениями, магнитные доски для работы в группах, кукла Маша, «яблоня знаний», компьютер, проектор, экран.

Время реализации занятия: 45 минут.

 

Части – блоки занятия

Временная реализация (в минутах)

Организационный момент.

1 минута

Психологический настрой

1 минута

Постановка цели

2 минуты

Актуализация,повторение, получение новых знаний, закрепление и отработка полученных знаний.

28 минут

Физкультминутка – 2 шт.

4 минуты

Итог урока.

4 минуты

Рефлексия.

5 минут

Цель: знакомство с буквенным выражением.

Задачи:

Образовательные

  • познакомить с составлением, чтением, записью буквенных выражений;
  • Совершенствование умения решать задачи разных видов и ориентироваться в геометрическом материале.
  • Формирование умения работать самостоятельно, парами, в группе.

Развивающие

  • Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные

  • Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету.
  • Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Ход урока:

I. Организационный момент

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз-присели, два-привстали,
Руки к верху поднимали.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.

— Сейчас урок математики, а что мы делаем на этом уроке….(Появляется Маша (кукла))

(«Сейчас я буду кушать…»)

Дети говорят, что на уроке мы не кушаем, а считаем, решаем, изучаем геометрические фигуры…

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения:

1) Счет в прямом и обратном порядке: до10, до 20, до 100 (десятками);
2) Счет двоечками, троечками, пятерочками;
3) Назвать соседей числа, предыдущие, последующие.
4) Составление примеров по таблицам.

Прочитать получившиеся примеры разными способами («один плюс восемь равно девять, первое слагаемое — один, второе слагаемое — восемь, значение суммы — девять, один увеличить на восемь получится девять». Последний пример читаю сама: «от восьми отнять два получится шесть». Дети исправляют меня, вспоминаем, что при вычитании компоненты называются: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности и переходим ко второй таблице)

III. Проверка домашнего задания

Проектная технология (дети вместе с родителями дома составляли карточку-задачу) (задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц) (2–3 ученика)

Маша говорит: «Очень добрый день» И мне тоже понравилось, как дети справились с домашним заданием.

— Я тоже приготовила задачу: (на опережение (задачи в два действия) с подробным анализом)

«Поезд шел 2 часа. За первый час он прошел 40 км, а за второй — на 10 км больше. Сколько километров прошел поезд за два часа?»

40+10=50 км
50+40=90 км

90 — это какое число? (двузначное). Назовите самое маленькое двузначное число, самое большое, самое маленькое однозначное, самое большое однозначное, самое маленькое трехзначное.

IV. Физминутка (здоровьесберегающие технологии)

Маша: «Лапу давай…» Ну какую лапу? Ты, наверное, соскучилась за своим другом.

У медведя дом большой….(танец под музыку «Песенка про следы»)

V. Объяснение нового материала

— Мишка ушел, а что это он нам оставил? (Пример с окошечком. Какие числа можно вставить вместо окошечка? Проверим. Из чего состоят эти выражения? (Из чисел и математических знаков) Как называются такие выражения? (числовые))

Однажды математики всех стран собрались и решили, что вместо окошечка можно поставит латинские буквы (образец). Из чего теперь состоит выражение? (из чисел, знаков и букв). Кто догадается как можно назвать такое выражение? (буквенное)

VI. Работа над закреплением нового материала

1) Два ученика делят на группы числовые и буквенные выражения (остальные в тетради решают примеры по вариантам (взаимопроверка, работа в парах))

(Проверить работу у доски: на какие две группы разделили выражения? (на буквенные и числовые))

Маша: «Пойдем со мною» — Куда ты опять зовешь нас? Хочешь прогуляться? Ну тогда дети сейчас поработают в группах. (Каждый ряд — группа: все собираются у первой парты)

2) Работа в группах (на магнитной доске написать):

1 — буквенные выражения на сложение (выбирают писаря. Все диктуют по одному выражению — писарь записывает)
2 — буквенные выражения на вычитание
3 — буквенные неравенства)

3) Составить буквенные выражения

4) Игра «Угадай-ка»

  • какая линия имеет начало, но не имеет конца? (луч)
  • какая фигура состоит из двух лучей, выходящих из одной точки? (угол)
  • какие вы знаете углы? (острые, тупые, прямые)
  • какая фигура имеет прямые углы? (прямоугольник и квадрат)
  • ем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат? (у квадрата все стороны равны)
  • какая линия не имеет ни начала, ни конца? (прямая)
  • а какая линия имеет и начало и конец? (отрезок)

5) Решаем задачу с отрезками: Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если АВ = х см, КВ = 3 см. Составьте выражение и найдите его значение при х=9,4.

VII. Подведение итогов

— Что нового узнали?

Самооценка (яблоня знаний) (Дети на яблоню крепят красные (5), желтые (4) или зеленые (3) яблоки)

Маша: «Вот это здорово!»

VIII. Рефлексия

— С каким настроением уйдете с урока? (выбирают смайлик)

Подарите свое настроение гостям.(если ребенок вдруг выбрал грустный смайлик — прячем плохое настроение в сундучок)

(Звучит песня из мультфильма, дети дарят смайлики)

Категория: